«Коллекция образов» Астраханской картинной галереи


Российский фонд культуры продолжает знакомить вас с интересными проектами, победившими в конкурсе «Гений места. Новое краеведение».

Одним из таких проектов, сумевшим заинтересовать строгое жюри, стала программа Астраханской картинной галереи «Коллекция образов». В рамках программы была создана новая экспозиция, рассказывающая о явлении российского коллекционирования предметов искусства на примере четырех личных историй коллекционеров города и их собраний (пра-коллекций).

В экспозицию вошли коллекции основателя галереи П.М. Догадина, династии купцов Сапожниковых, библиофила И.А. Репина и большевика А.А. Перова, которые сформировали фонды Астраханской картинной галереи.

Работая с архивами галереи и региона, с партнерскими музеями из других городов, проект на примере историй астраханских собирателей-меценатов реконструировал мотивы и сюжеты образования каждой коллекции и пути их передачи из личного владения в публичное пользование.

Примечательно, что тема 2020 года в Астраханской картинной галерее обозначена как «Год коллекций» и в декабре намечена научно-практическая конференция «Догадинские чтения». Также в планах создание электронного буклета «Коллекция образов».

Основной целью авторов проекта стал поиск «культурного кода», объединение вокруг старейшей галереи города людей, интересующихся прошлым своего края, его историческим и культурным наследием. Поэтому, вполне естественно, что к участию в конкурсе «Гений места. Новое краеведение» привлекли молодежь. В рамках проекта был проведен конкурс на экспозиционное решение среди студентов астраханских профильных высших и средних учебных заведений.

Лучшие учащиеся факультетов и отделений архитектуры и графического дизайна астраханских вузов были приглашены к очному этапу конкурса.  А известные московские эксперты — Татьяна Гафар, начальник службы малых музеев Третьяковской галереи и Галина Козлова, эксперт программы «Новое краеведение. Гений места» рассказали молодежи о новых тенденциях в краеведении и экспозиционном дизайне.

По итогам работы ребята представили свои идеи, а также способы их воплощения и профессиональное жюри выбрало победителя, которым стала команда Астраханского государственного архитектурно-строительного института.

И в результате концепция выставки сложилась вокруг образа  коллекционера, который, как правило, не виден за шедеврами его коллекции. Кто он —  чудак или инвестор, менеджер или меценат?

Чтобы показать образ героев выставки, галерея обратилась к четырем фигурам, коллекции которых легли в основу собрания Астраханской картинной галереи, и у посетителей появилась возможность проследить историю возникновения их коллекций, посмотреть на жемчужины собраний и увидеть как разные стили и фактуры соединились в одном пространстве.

В портретной галерее первого зала показали череду “знакомых” незнакомцев — рыбопромышленники купцы Сапожниковы, библиофил Репин, галерист Догадин, художник-коллекционер Перов.

Второй зал представил хронологию коллекций через фотографии и документы, по которым можно проследить, как каждый из героев становился собирателем прекрасного и какие особенности характера и обстоятельств жизни сформировали его как коллекционера.

Шедевры, представленные в третьем зале — “слепки” коллекций каждого героя выставки, иллюстрации их вкуса и предпочтений.

И, наконец, четвертый зал представлял галерею Догадина. Здесь, воссозданная по фото, первая развеска собрания в галерее Догадина, находившаяся в его доме, показывает прообраз галереи сегодняшнего дня. Экспозиция дополнена вошедшими позже экспонатами из коллекций Сапожниковых и Перова.

Выставка проходила с июня 2019 года по март 2020 года. Подробную информацию об экспозиции можно посмотреть на сайте Астраханской картиной галереи www.agkg.ru.

Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры»

КОНТАКТЫ
ФОНД В СОЦСЕТЯХ