Владислав Баринов: BMW и Volvo ездят в Строгановку каждый год


В РФК 25 декабря состоялась презентация подарочного альбома «195 фактов из истории Строгановской школы», где собраны свидетельства и документы за почти 200-летнюю историю МГХПА им. С. Г. Строганова. Гости и участники мероприятия могли ознакомиться с работами выпускника академии Владислава Баринова. В своем интервью художник рассказал о том, в чём уникальность Строгановки, зачем представители мировых автоконцернов приезжают на защиту дипломных работ ее студентов, а также объяснил, почему сегодня в России дизайнеров много, а дизайна нет.

— Владислав, почему МГХПА им. С. Г. Строганова

— В Москве есть 3 вуза: МАРХИ, МХАГИ им. В. И. Сурикова и МГХПА им. С.Г. Строганова. Это буквально 3 кита, на которых держится образование в области изящных искусств. Я учился на  отделении «Проектирование мебели» (факультет «Интерьер и оборудование»), мне было интересно заниматься проектированием.  Перед поступлением с 16 лет я работал реставратором мебели. Поэтому отвечая на Ваш вопрос, отмечу, что причина — моя любовь к дизайну, и в Строгановке я нашел всё что нужно для самовыражения.

— Исходя из Вашего рассказа, получается, что к живописи Вы пришли уже будучи студентом академии?

— Не совсем так. В детстве я учился в художественной школе, тогда же увлекался авиамоделизмом и различными поделками, например, изготавливал значки. Лет с 15-ти  начал расписывать матрёшки (тогда был бум матрёшек), постепенно дошел до росписи образцов. Сюжеты были в основном русские народные, также рисовал героев советских мультфильмов. Затем поступление и учёба в Строгановке. Сочетание проектирования и живописи привело впоследствии к созданию собственного ювелирного бренда. Я еще изготавливаю дизайн украшений.

— Вернёмся к живописи. Вы работаете в стиле поп-арт?

— В поп-арте я работал не более 2 лет, потом ушел в ар-деко. Хотя сегодня на презентации Вы видите мои картины, которые я выполнил в стиле поп-арт, да. Думаю, что мои работы являются неким перифразом русских народных сказок, а также мультфильмов и фильмов, которые впечатлили меня в детском и подростковом возрасте. Затем в наложении американского поп-арта получилась моя версия поп-арта, русская.

— Что характеризует современных русских художников?

— Тематика. Наши мастера в своем творчестве обращаются к народным сюжетам — былинам, сказкам. Также у нас по-прежнему актуальны ключевые фигуры советского периода: Сталин, Ленин — очень часто сюжеты с этими государственными деятелями той эпохи можно встретить на современных полотнах. Особенно советская эстетика была характерна для 1990-х — начала 2000-х годов.

— Что актуально сегодня?

 Думаю, что искусство отражает в первую очередь время, в котором мы живем. Если говорить в целом о современном искусстве, мне кажется, есть тенденция ухода от политизированности, сами картины стали более «мягкими» по содержанию. Более похожими на европейское современное искусство, что, в общем-то, объяснимо...

— Чем Вы объясните любовь Запада к комиксам?

— Это их родное, это именно их национальный колорит, народные сюжеты. У меня, как и других художников, есть сюжеты на тему русских народных сказок, мы обращаемся к истокам. А западные художники обращаются к своим истокам — комиксам. Хотя родиной комиксов считается Япония, они так давно, широко и прочно вросли в американскую культуру, что стали уже неотъемлемой её частью. Поэтому и пишут и будут писать.

— Что для Вас Строгановская академия?

— Здесь я провел один из лучших периодов моей жизни, в школе прошло становление меня как личности, как мастера. С академией меня связывают только хорошие воспоминания. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих преподавателей за всё, что они делают для своих учеников, для страны, для российского искусства. Я выражаю глубокую благодарность Анатолию Михайловичу Шевченко, Виктору Александровичу Голубеву, Владимиру Ивановичу Тумольскому и другим учителям.

— Сегодня состоялась презентация подарочного альбома «195 фактов о Строгановской академии». У Вас есть свои факты о школе?

— В Строгановке действительно работают лучшие преподаватели страны. У нас преподают профессоры из МАРХИ, Суриковской школы. В Строгановке большие запасники, где собраны лучшие экспонаты. Есть музей Строгановки, где собрана огромная коллекция работ выпускников школы, начиная с 1950-х годов. Большая библиотека проектов, которая, если не ошибаюсь, так и не оцифрована, к сожалению. Надеюсь, это дело будущего.

— Владислав, есть мнение, что в России дизайнеров много, а дизайна нет. Как Вы думаете, почему?

— Мало времени прошло: социальные и политические потрясения, которая пережила наша страна в ХХ столетии… Революция 1917 г., 1990-е — если и формировалась традиция в царской России, то потом всё было утеряно. Плюс экономический фактор.  Выпускники европейских учебных заведений могут найти работу по специальности, потому что у них хорошо развита промышленность. В каждой европейской стране достаточно известных брендов, например, по керамике (плитка, сантехника), где дизайнер по керамике может получить работу. А выпускник Строгановки, с кафедры «Бытовой дизайн», у которого дипломная работа, например, «Чайник», «Утюг» или «Фен», куда пойдёт за заказом? Когда я был студентом, вообще не было керамических заводов в России! На всю страну действовало два-три предприятия, не больше. Сейчас ситуация не такая плачевная, в России развивается ряд отраслей в сфере архитектуры, дизайна, но конечно же рано говорить о развитой инфраструктуре, на это нужно время. Нужно сформировать традицию, признать дизайн как большое и серьезное направление, и наверняка о российских мастерах узнает весь мир. Уже сейчас наши специалисты регулярно участвуют в международных конкурсах и занимают в них почетные места.

Кстати говоря, в Строгановке есть автомобильный факультет, который считается лучшим в стране. Так вот представители BMW, Volvo и других автоконцернов уже в течение многих лет ежегодно приезжают на защиту дипломных работ выпускников этого факультета, знакомятся с ними, изучают и забирают лучших себе.

Было бы неверным считать, что мы ничего не создаём, у нас талантливые люди с огромным творческим потенциалом. Но прорыва пока нет, это правда. Хотя мне кажется, в России сегодня идёт плавный рост, и наши дизайнеры обязательно получат мировое признание. И в этом — особая заслуга таких учебных заведений, как МГХПА им. С. Г. Строганова.

 

Фото и иллюстрации Владислава Баринова

Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры»

КОНТАКТЫ
ФОНД В СОЦСЕТЯХ