Юные волонтёры построят сразу две исторические парусные лодки


Юные волонтёры построят сразу две исторические парусные лодки

Центр средневековых ремёсел клуба Кречет в Коми запустил проект «Школа традиционного деревянного судостроения». Юные волонтёры построят сразу две деревянные парусные лодки.

Проект «Школы» — победитель грантового конкурса Российского фонда культуры, прошедшего этим летом в рамках реализации программы «Волонтёры культуры» федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Перед тем, как построить лодки, все сыктывкарские добровольцы 13-17 лет проходят обучение традиционному деревянному судостроению. Они изучают почти исчезнувшую культуру северных народов.

Исторически главными дорогами прошлого в лесной зоне в любое время года были реки. Пробираясь по ним, землепроходцы прокладывали между их верховьями или притоками волоки, а иногда даже строили каналы. Так постепенно они освоили огромную территорию Севера Европейской России, перевалили через Камень (Урал) и вышли к великим рекам Сибири, к северным и восточным морям. Основу для этого закладывали, в том числе, мастера-ремесленники, сохранявшие и приумножавшие технологии деревянного судостроения.

Первый этап проекта «Школы» состоит в подготовке помещений Центра для проведения мероприятий. Волонтёры возводят в большом зале перекрытия для формирования помещения верфи. Кроме того, в помещении лектория и эллинга (ангар для хранения лодок), проводится косметический ремонт. Также устанавливается система отопления, чтобы мероприятия проекта проходили в комфортных для участников условиях.

Для юных учеников запланированы занятия по устройству традиционных деревянных речных судов и такелажному делу, по технике безопасности при проведении мероприятий на воде, а также мастер-классы по изготовлению вёсел, якоря, морских сундуков, предметов быта и традиционных инструментов.

Затем под руководством мастеров ребята, основываясь на раннесредневековой археологии, построят две лодки. Одну — на основе новгородской, вторую — по примеру скандинавской. Основу для первой лодки уже заложили — поставили киль, стапель, штевни. По завершении строительства она будет 5,3 метра в длину. Затем реконструкторы приступят ко второй лодке, она будет больше — до 6,3 метров. В работе будут применяться как современные, так и аутентичные инструменты, например, старые пилы и коловороты, которые члены «Кречета» сделали самостоятельно.

Ходовые испытания и практические занятия по судовождению предварительно назначены на май 2021 года.