Фестиваль «Дягилев. P.S» - 2019


В Санкт-Петербурге прошел юбилейный X Международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум». Фестиваль, созданный в 2009 году — в год столетия Русских сезонов Сергея Дягилева, — за 10 лет превратился в одно из самых интересных культурных событий России. В рамках мероприятия в прошлые годы проходили гастроли балета Мориса Бежара, труппы Джона Ноймайера, Анжелена Прельжокажа, Большого театра России, Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса, Екатеринбургского театра оперы и балета, Национального балета Норвегии и многих других.

Основная цель фестиваля — межкультурный обмен опытом, знакомство зрителей с самыми неординарными и значимыми постановками, новый взгляд на знаменитые произведения — с тем же сюжетом и музыкой, но с совершенно новой хореографией и сценографией.

Кроме самих постановок, обширная программа включила ряд общеобразовательных мероприятий — лекции, кинопоказы. В этом году Музей театрального и музыкального искусства принял международную научную конференцию, посвященную 110-летию «Русских сезонов», и юбилейную фотовыставку «Дягилев. P.S.10 лет спустя», а в пространстве «Севкабель» состоится интеллектуальная игра «В круге Дягилевом. Кто есть кто?».

14 ноября на сцене «Балтийского дома» состоялось торжественное открытие фестиваля. В начале вечера слово взял председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко. Он отметил, что «Дягилев. P.S.» — качественное прибавление к программе Международного культурного форума, проходящего в эти же даты, и отметил значимость фестиваля для города, ведь он «возвращает в Россию всё европейское, передовое и интересное».

Художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица подчеркнула масштабность мероприятия — за прошедшие 10 лет Петербург с гастролями посетили 48 трупп из 32 стран мира! Наталья Ивановна поприветствовала труппу Монте-Карло, открывающую фестиваль спектаклем «Посвящение Нижинскому».

Именно в Монте-Карло долгое время проходили репетиции и премьеры Ballets Russes. После смерти великого импресарио в 1929 г. была образована труппа «Русский балет Монте-Карло» — в ней и собрались бывшие «дягилевцы».

Спектакль «Посвящение Нижинскому» в честь 130-летия со дня рождения танцовщика-легенды, создателя нового языка и стиля в танце — Вацлава Нижинского, показал четыре взгляда со стороны XXI века на шедевры Ballets Russes: «Дафнис и Хлоя», «Видение розы», «Неужели я влюбился в сон?» и «Петрушка».

22 ноября на сцене ТЮЗ им. А.А. Брянцева зрителям были представлены балеты по произведениям Игоря Стравинского — «Свадебка» и «Весна священная».

Легендарный спектакль «Свадебка» Татьяны Багановой, художественного руководителя екатеринбургского театра «Провинциальные танцы», поставленный в 1999 году, стал визитной карточкой труппы.

 По замыслу Стравинского, в его одноименном произведении главным «было естественное чередование поэтических образов, рожденных древнеславянской обрядовостью». Спектакль обнажает мрачность и жестокость ритуалов древнего мира, без декораций и национальных костюмов навевая чёткие ассоциации и включая нашу родовую память.

Вторым балетом вечера, также исследующим ритуалы и религиозные обряды, стала не менее значимая «Весна священная» от Eriu Dance Company в постановке Брендана де Галли. Её премьера прошла 10 августа 2012 года на соборной площади в ирландском городе Каван для 15 000 зрителей. Передать всю масштабность подобного представления на закрытой сцене ТЮЗ конечно невозможно, но удалось словно расширить пространство — выходом танцоров из зала и благодаря тому, что зрительские места расположены, наподобие Колизея, полукругом.

Одно из последних мероприятий, состоявшееся на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» 28 ноября, уникально по форме — это драма, опера и балет «Кармен» режиссёра Максима Диденко, продюсера и художника Павла Каплевича и хореографа Владимира Варнавы.

Подобная полиформа — дань памяти изобретателю и новатору, великому импресарио Сергею Дягилеву. Знакомый сюжет Проспера Мериме искрится новыми красками — в повествование вплетается горячий, надрывный и экспрессивный текст поэта Михаила Чевега, музыка Жоржа Бизе дополняется мастерской аранжировкой лауреата национальной театральной премии «Золотая маска» Алексея Сюмака.

27 ноября в рамках ежегодного, вдохновленного Ballets Russes, международного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум», состоялся показ спектакля «Идиот» режиссёра Сабуро Тешигавара. Знаковая фигура в контемпорари дэнс Японии, 67-летний Тешигавара кроме того является композитором, дизайнером, хореографом, художником по свету и танцором! Основав в 1985 году мини-ансамбль «Карас», Сабуро активно гастролирует, представляя премьеры раз в год, каждая из которых — новое слово в танце.

В постановке мастер объединяет классический балет и буто (авангардный стиль современного национального танца), создавая ни на что не похожий стиль. Не перенося полностью на сцену сюжет произведения, Тешигавара лишь намекает и проявляет в сознании зрителей нечёткие ассоциации, намёки и полутона. Минимализм, свойственный японской культуре, сочетается с тонким символизмом и глубоким пониманием русской души и замысла Достоевского.

Как итог десятилетней деятельности была представлена фотовыставка «Десять лет. Лица фестиваля» в Музее театрального и музыкального искусства. Выставка продемонстрировала артистов, фотохудожников, хореографов, танцевальные и музыкальные коллективы, сотрудничавших с Фестивалем на протяжении 10 лет.

Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры»

КОНТАКТЫ
ФОНД В СОЦСЕТЯХ