Выставка легендарной южнокорейской художницы Ли Бул ждёт гостей в Манеже Санкт-Петербурга


11 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» Санкт-Петербурга прошёл шестой ежегодный Международный Симпозиум, посвящённый актуальным вопросам современного искусства. В этом году темой мероприятия стало творчество легендарной корейской художницы Ли Бул и её «диалог» с искусством русского авангарда, который она ведёт с начала 2000-х годов.

Симпозиум прошёл в преддверии открытия выставочного проекта «Утопия Спасенная» в Манеже. Экспозиция пройдёт при поддержке Министерства культуры РФ, Российского фонда культуры, Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея, комитета по культуре Санкт-Петербурга, IX Санкт-Петербургского международного культурного форума и Корейского фонда международного культурного обмена (KOFICE). «Утопия Спасенная» организована ЦВЗ «Манеж» совместно со Студией Ли Бул и Фондом биеннале в Кванджу.

Ли Бул (род. 1964) — художница, живущая и работающая в Сеуле. Свою творческую карьеру она начала с создания перфомансов при использовании мягких «скульптурных» костюмов. В 1990-х годах получила международную известность, выступив с серией провокационных работ, включая нашумевшую инсталляцию с гниющей рыбой и серию скульптур «Киборги» (Cyborg) — гибридов машинных и органических форм. В 2000-х годах художница заинтересовалась историей модернизма и начала создавать крупномасштабные инсталляции и скульптуры в архитектурных формах, которые стали результатом её творческих изысканий, раздумий о событиях истории и отражением её личных воспоминаний и переживаний.

Ли Бул и русский авангард

Онлайн-трансляция Международного Симпозиума «Утопия Спасенная. Ли Бул о русском авангарде» доступна на сайте Манежа и в его группе «Вконтакте». Трансляция велась на трёх языках: русский, английский и корейский. В тот же день прошёл пресс-показ выставки художницы.

«Первая в России персональная выставка «Утопия Спасенная» легендарной южнокорейской художницы Ли Бул имеет особое значение для российско-корейского культурного сотрудничества. Её творчество оказало значительное влияние не только на художественные процессы в Азии, но и на развитие современного искусства во всем мире. Ли Бул вдохновлялась работами Казимира Малевича и других русских мастеров, а также основоположника современной космонавтики Константина Циолковского»,

— обратилась к гостям Манежа в Петербурге министр культуры Ольга Любимова.

Сама Ли Бул также приняла участие в мероприятии, общаясь с собравшимся в прямом эфире по видеосвязи.

«Мне очень жаль, что я не могу присутствовать на месте, и очень надеюсь, что будет возможность посетить выставку до того, как она закроется», — сказала она, поблагодарив всех причастных к организации проекта.

В свою очередь, инициатор и руководитель проекта Анна Кирикова отметила, что это будет первый опыт экспонирования работ Ли Бул в одном помещении с русским авангардом.

«Очень интересно посмотреть на то, как корейская художница Ли Бул архивирует и систематизирует утопическую мысль эпохи модернизма, одними из ярчайших представителей которого были русские авангардисты, на её такой немножко отстраненный восточный взгляд, собственно говоря, на всю нашу симптоматику современной западной цивилизации»,

— сказала она.

По мнению директора Манежа Павла Пригара, «внимательный зритель наверняка найдет для себя в этом проекте много интересных рефлексий».

«Желание быть уязвимым» и другие шедевры

Для широкой публики выставка «Утопия Спасенная» в Манеже будет доступна с 13 ноября по 31 января. Это будет первая персональная экспозиция, пожалуй, самой известной южнокорейской художницы в России. Её многогранное творчество во многом определило траекторию развития современного искусства Азии, а также оказало значительное влияние на современный мировой художественный процесс.

Работа над созданием экспозиции в Манеже шла около двух лет. Ли Бул принимала активное участие в подготовке всех аспектов проекта: от разработки общей идеи и отбора работ до подготовки каталога, и создания архитектурного решения экспозиции. Для этого художница создала рукотворный макет пространства Манежа в масштабе 1:50, что позволило ей тщательно продумать расположение экспонатов и организовать выставку как путешествие по site-specific ландшафту, открывающему неожиданные смысловые и визуальные параллели.

Центральной частью экспозиции в Санкт-Петербурге станут архитектурные скульптуры, пространственные инсталляции и рисунки, созданные Ли Бул начиная с 2005 года, включая некоторые рисунки и макеты, которые ранее не экспонировались. Выставка представит одну из самых последних её работ — коллаж на бархате «Без названия (Желание быть уязвимым — Бархат#9 JTVP3582/23 CE)». Масштабные инсталляции из серии «Желание быть уязвимым» (Willing To Be Vulnerable) были воссозданы специально для Манежа.

Впервые художница столь полно расскажет публике об истоках актуального этапа в развитии своего творческого пути и влиянии, оказанным на него русским авангардом. Отдельный фокус проекта поставлен на визуализацию творческого «диалога» между Ли Бул и представителями русского авангарда. Среди них — работы художников Казимира Малевича, Александра Родченко, Александры Экстер, архитекторов Ивана Леонидова и Якова Чернихова, учёного и мыслителя Константина Циолковского и других.

«Многолетний интерес Ли Бул к утопии приобрел новое качество в середине 2000-х годов, когда она начала создавать архитектурные макеты и рисунки, вдохновляясь конструктивизмом и русским авангардным искусством и архитектурой…»,

— рассказали кураторы проекта Сунджун Ким и Суджин Ли.

Значимый вклад в создание экспозиции внесли российские музеи и художественные институции. Среди участников выставки — Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Мультимедиа Арт Музей, Москва, Центральный музей Вооруженных Сил РФ Министерства обороны Российской Федерации и многие другие.

Экспозиция «Утопия Спасенная» открывает новую грань современного искусства, продолжая многовековой диалог между российской, европейской и азиатской культурами.

Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры»

КОНТАКТЫ
ФОНД В СОЦСЕТЯХ