Рассчитанная на слепых выставка тактильных копий тысячелетних барельефов работает в Дарвиновском музее


Выставка тактильных копий резных барельефов, украшающих стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (Владимирская область) вместе с его архитектурным макетом, работает в Дарвиновском музее Москвы вплоть до 22 ноября. Экспозиция открылась в рамках проекта «Трогательная история» и рассчитана, в том числе, на посетителей с нарушениями зрения.

Проект «Трогательная история» — победитель грантового конкурса Российского фонда культуры, реализуемого в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Тактильная выставка

На сегодняшний день большинство людей с инвалидностью не имеют полноценного доступа к культурным объектам. Особенно остро эта проблема стоит для людей с нарушениями зрения. Плоские изображения недоступны для тактильного восприятия незрячими, а многие объёмные экспонаты находятся за стеклом из-за хрупкости и исторической ценности.

Но вместе с появлением новых технологий развивается и доступность культуры для всех людей вне зависимости от их особенностей. Так, проект «Трогательная история» позволяет прикоснуться к объектам мирового культурного наследия. В рамках проекта используются самые современные достижения в сфере 3D-технологий, ИТ-систем и исторической научной реконструкции.

Выставка «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси» предлагает посетителям альтернативный способ «взглянуть» на историю. Детальные копии барельефов с изображениями животных, выполненных почти тысячу лет назад, – основные экспонаты выставки. Реально существующие и необычные мифические создания были вырезаны из камня древнерусскими скульпторами в XI-XII веках для украшения стен Георгиевского собора во Владимиро-Суздальском княжестве.

Для реализации проекта была разработана специальная методика воспроизведения исторических барельефов. Сначала проводилось 3D-сканирование и печать первичной трёхмерной модели. Затем скульптурно восстанавливались утраченные со временем элементы экспоната. После этого экспонаты обрабатывались в материале, приближенном к натуральному камню. И лишь потом изготовлялась тактильная конструкция из искусственного камня.

Барельефы с тысячелетней историей

В 1230 году князь Святослав, сын Всеволода III Большое Гнездо, разобрал старую обветшавшую церковь Георгия в Юрьев-Польском. Вместо неё четыре года спустя соорудили Георгиевский собор. По утверждению Тверской летописи, Святослав Всеволодович выступал в качестве архитектора и руководил строителями. Такой же точки зрения придерживаются современные исследователи. Собор считается самым последним каменным зданием, возведенным на Руси до татаро-монгольского нашествия, во время которого он был разграблен, и в дальнейшем реконструировался без оглядки на первоначальный облик.

В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году по приказу великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым. При этом зодчий, понимая значение исторического сооружения, не заменил обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Однако, не имея зарисовок храма и его точного плана, он большинство камней поставил произвольно, перепутав сюжеты, в результате чего образовался своеобразный «ребус» из белокаменных рельефов.

Выставка «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси» возвращает нам творчество древних художников и досконально воссоздаёт дошедшие до нас образы животных, рассказывает их историю и разъясняет их значение в культуре Древней Руси.

На выставке также можно прослушать аудиогид с тифлокомментариями через наушники, установленные возле каждого экспоната выставки. Также можно отыскать заинтересовавший барельеф с помощью мобильного приложения, узнать историю каждого из этих существ, в числе которых мифические Кентавр, Алконост и Пардус. Кроме того, каждый экспонат снабжён тактильной табличкой.

Каждый экспонат изготовлен из материалов, максимально передающих не только форму, но и тактильные особенности оригинала. Прикоснувшись к нему,  посетитель почувствует то же, что он ощутил бы, дотронувшись до настоящего артефакта XI-XII вв. Трогать копии экспонатов выставки не только можно, но и нужно, чтобы задействовать новые каналы восприятия и, в буквальном смысле слова, коснуться истории Древней Руси.

Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры»

КОНТАКТЫ
ФОНД В СОЦСЕТЯХ