Йоко Оно, Дейнека, русский балет и фотографии ВОВ — как прошёл 2019 год в музеях РФ


РФК исследовал соцсети и составил список самых популярных у пользователей выставок, прошедших в России в 2019 году. Практически все экспозиции были представлены в нашей стране впервые и доступны для посещения жителям и гостям Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Представляем список из 15 экспозиций, которые получили самые яркие отзывы у россиян.







1. «Эдвард Мунк. Танец жизни» (Третьяковская галерея, Москва, 15 апреля — 14 июля)

Жители и гости российской столицы впервые столь подробно ознакомились с произведениями выдающегося экспрессиониста Эдварда Мунка (Норвегия). В число экспонатов вошло порядка 100 работ мастера, включая знаменитый «Крик», а также фотографии и мемориальные предметы из музея Мунка в Осло и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Особое внимание было уделено теме «Мунк и Достоевский»: известно, что классик русской литературы был одним из любимых писателей художника, а произведения Фёдора Михайловича оказали на него серьезное влияние.

По данным организаторов, в 2020 году выставка будет представлена в Лондоне, Пекине и Токио.

 

  1. «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, 3 июня — 29 сентября)

Пожалуй, событием номер один летнего сезона в светской Москве стала выставка Фонда Louis Vuitton.

В состав экспозиции вошли 65 работ известных художников. Среди них —Альберто Джакометти, Ив Кляйн, Энди Уорхол, Герхард Рихтер, Кристиан Болтански, Маурицио Каттелан и другие.

Помимо живописи посетителям были представлены скульптуры, фотографии, световые и видеоинсталляции. Выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное», впервые представленная в России, стала одним из крупнейших показов собрания за пределами Парижа.

 

  1. «Макс Эрнст. Парижские годы» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 15 июня — 18 августа)

В прошлом году выставка авангардиста Макса Эрнста (Германия, Франция) впервые была представлена в России.

Экспозиция посвящена ключевому периоду в жизни и творчестве художника — 1920-м годам, которые Эрнст провел во Франции. Именно в этот период состоялся переход мастера от дадаизма к сюрреализму. С помощью представленных картин зрители могли проследить, как Эрнст уходил от формальных экспериментов дадаизма в сторону поиска более целостного художественного образа, который, в свою очередь, обернулся сюрреалистическим парадоксом.

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа было представлено более 20 картин Макса Эрнста из частных европейских коллекций, а также фроттажи из альбома «Естественная история», предоставленные российским коллекционером Марком Башмаковым.

 

  1. «Дейнека/Самохвалов» (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, 16 ноября 2019 г. — 19 января 2020 г.)

Выставка, приуроченная к 120-летию со дня рождения монументалиста и графика Александра Дейнеки, построена по принципу диалога с другим представителем соцреализма — Александром Самохваловым. Это позволяет зрителю подробнее ознакомиться с этим художественным методом в изобразительном искусстве, сравнив технику московской и ленинградской школ.

В рамках экспозиции в петербургском «Манеже» собраны более 300 работ из 37 музеев и 10 частных собраний, включающих в себя живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и фотографию.

Экспозиция попала в десятку лучших культурных событий года, по мнению издания The New York Times

 

  1. «Фантомы нашей любви. Цветная графика Сергея Берменьева» (Михайловский замок, Санкт-Петербург, 16 ноября 2019 г. — 8 января 2020 г.)

Всемирно известный фотохудожник Сергей Берменьев является одной из самых притягательных фигур в современном российском культурном пространстве. Ему позировали мировые деятели шоу-бизнеса, спорта, искусства и политики, а его работы всегда вызывают повышенный интерес публики не только в России, но и за рубежом.

На выставке «Фантомы нашей любви. Цветная графика Сергея Берменьева» представлено более 60 работ, в числе которых — фотографии Виктора Цоя, Иосифа Бродского, актрисы театра и кино Алисы Фрейндлих, балерины Майи Плисецкой и т.д. 

Фотографии Сергея Берменьева — это всегда утонченные портреты, располагающие к неспешному и вдумчивому созерцанию. Он умеет расположить к себе любого человека, передавая на снимке всю глубину и характер героя.

  1. «Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100» (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 28 июня — 1 декабря)

«Главная экспозиция» «Гаража» прошлого лета, объединившая 50 художников из разных стран мира, была призвана обратить внимание общественности на проблемы защиты окружающей среды. Авторы в своих работах представили собственные сценарии экологического будущего планеты. В своем творчестве они поднимают вопросы климатических изменений на планете, ее перенаселения, исчезновения видов животных и растений и т.д., а также призывают людей к осознанию того, что эти проблемы уже не получится игнорировать дальше.

Отдельно в рамках выставки представлена тема расширенного понимания экологии, направленная на обнаружение взаимосвязей между биологическими, технологическими, социальными и политическими системами.

Посетители могли ознакомиться с работами Хуан Юн Пина (Китай, Франция), дуэта Allora&Calzadilla (Пуэрто-Рико), Марты Рослер (США), группы «Гнездо» (Россия), дуэта Боряны Россы и Олега Мавроматти (Болгария, Россия), Томаса Сарасено (Аргентина) и других современных художников.

 

  1. «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, 4 марта — 20 мая)

Экспозиция представителей т.н. лондонской школы, которая уже с успехом прошла в Великобритании, США, Испании и Дании, была впервые представлена в России. В ее состав вошло около 80 работ Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Юэна Аглоу, Дэвида Бомберга, Уильяма Колдстрима, Паулы Регу и др.

В противовес абстракционизму и концептуализму мастера лондонской школы развивали традицию фигуративной живописи. Не стремясь следовать направлению развития актуальных художественных течений, эти художники видели свою задачу в передаче реальных, «жестоких» сторон жизни, в выражении чувственно-осязаемой действительности.

 

  1. «Большая ретроспектива Ильи Репина» (Третьяковская галерея, Москва, 14 марта — 18 августа)

Экспонатами выставки, ставшей настоящим арт-блокбастером прошлого года, стали 180 живописных и 130 графических произведений, созданных мастером русского реализма с начала 1870-х до конца 1920-х годов. В числе самых ожидаемых работ стало полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…». Посетители получили возможность иначе взглянуть на произведения Ильи Репина (некоторые из них были представлены широкой публике впервые): многие темы, которые затрагивал художник, актуальны и сегодня.

 

  1. «Якоб Йорданс (1593–1678). Картины и рисунки из собраний России» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2 марта — 26 мая)

Впервые в России в 2019 году прошла масштабная выставка работ одного из наиболее значительных фламандских живописцев XVII века Якоба Йорданса. В состав экспозиции вошли произведения из коллекции Эрмитажа, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галереи и Государственного художественного музея Нижнего Новгорода.

Выставка любопытна тем, что на ней были представлены картины почти всех жанров, в которых работал художник, а также отражены все этапы его творчества — с 1610-х годов и по 1660-е гг.

 

  1. «Василий Поленов» (Третьяковская галерея, Москва, 26 сентября — 26 января 2020 года)

Выставка приурочена к 175-летию со дня рождения русского художника — Василия Поленова.

Экспозиция подробно знакомит зрителей с многогранным творчеством мастера. В ее состав включены более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний: пейзажи, портреты, историческая живопись, картины евангельской серии, эскизы театральных декораций и архитектурные проекты. Впервые в Москве представлено легендарное полотно «Христос и грешница» из Русского музея.




  1. «Йоко Оно. Небо всегда ясное» (Московский музей современного искусства, Москва, 15 октября — 24 ноября)

Йоко Оно не нуждается в представлении. Вдова Джона Леннона стала первым художником-экспериментатором, которая более 50 лет назад начала использовать в своих произведениях метод перфоманса, видеоарта, хэппенинга, то есть вовлечения публики.

В ее творчестве последних лет зритель зачастую выступает соавтором: вместе с художницей он ищет ответы на вопросы о смысле искусства, его связи с политическими и общественными процессами.

Центральное место отводится знаменитому тематическому циклу «Инструкции», которые представляют собой органичный симбиоз концептуальных художественных направлений 1960-х годов и традиционной восточной философии.

В числе экспонатов также были представлены архивные видео с прошлых перфомансов Йоко Оно.

 

  1. «Анатолий Архипов. В объективе — война. 1941-1945 гг.» (Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, 25 -30 декабря)

Имя Анатолия Архипова прочно вошло в историю отечественной фотографии и советской журналистики. Это доброволец, под пулями создававший фотолетопись Великой Отечественной войны и дошедший до грандиозной, выстраданной, честной победы своей страны.

На выставке представлено более 100 работ советского военного фотокорреспондента. Среди известных снимков, широко тиражировавшихся в СССР, но зачастую без указания фамилии автора или под псевдонимом, есть работы, никогда ранее не публиковавшиеся.

 

  1. «Чудеса мультимедиа» (Сочинский художественный музей, Сочи, 5 декабря 2017 — 5 декабря 2019)

Активные декорации выставки буквально переносили посетителей в другой мир. Сказочный лес с водоёмом сменялся на картинную галерею, облака и звёздное небо под ногами. Сферический экран отображал крупнейшие музеи мира. На стенах висели стереокартины — шедевры мирового изобразительного искусства, а в глубине одного из залов были расположены две голографические пирамиды с объёмными изображениями древностей, датируемых II или III вв. н.э.

Посетители также могли «совершить полёт» на Луну или в прошлое, оказаться на легендарных полотнах или в залах Русского музея и т.д.

Виртуальные экспонаты отбирались из тысяч произведений искусства, выставленных в крупнейших музеях мира.

 

  1. «Великий российский собиратель. Дары Феликса Вишневского — Иркутску» (Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, Иркутск, 5 декабря 2019 г. — 15 февраля 2020 г.)

Советский коллекционер и благотворитель Феликс Вишневский безвозмездно передал иркутскому музею около 200 произведений живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства России, стран Европы, Ближнего Востока, Китая, Японии XVII — начала XX вв.

Жители и гости Иркутска могут ознакомиться с документами Вишневского, живописными полотнами, графическими листами и предметами декоративно-прикладного искусства. В числе экспонатов — произведения Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Бориса Кустодиева, Валентина Серова. Впервые широкой публике представлено полотно «Кентавры и наяды» символиста Макса Клингера (Германия).

 

  1. «Легенды Большого театра» (Музей изобразительных искусств, Калининград, 20 декабря 2019 г. — 1 марта 2020 г.)

Музей Государственного Большого театра представил в Калининграде выставку «Легенды Большого театра».

В состав экспозиции вошло 80 произведений цветной графики, макеты декораций к знаменитым спектаклям («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Кармен» и др.), предметы бутафории, театральные костюмы легендарных артистов и другие сценические предметы, ставшие раритетами. С их помощью посетители погружаются в историю «главного театра страны», его художников, артистов и музыкантов, которые внесли свой вклад в развитие балетного искусства России с начала XIX века до настоящего времени.

Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры»

КОНТАКТЫ
ФОНД В СОЦСЕТЯХ