Актриса и художник


Актриса и художник

«Я люблю тебя, жизнь» – одну из своих самых известных песен замечательный советский композитор Эдуард Колмановский посвятил жене дяди, актрисе Театра имени Е.Б. Вахтангова Валентине Вагриной.

Они вместе жили в большой квартире на Арбате в доме 35, напротив театра. Юный Эдуард очень любил Ваву (так В.Г. Вагрину звали друзья и соратники). Валентина Григорьевна отвечала ему взаимностью – прочила блестящее будущее и называла своим талисманом. Валентина Григорьевна Вагрина стала первым дарителем Российского фонда культуры. В свидетельстве о дарении так и написано – номер 1. В 1988 году она передала в Фонд 288 работ своего супруга, прекрасного пейзажиста Николая Ивановича Осенева. Сохранился документ, в котором Валентина Григорьевна пишет, что не возражает против передачи картин в фонды других музеев страны при условии их открытого экспонирования.

Воля актрисы была исполнена, и сегодня картины Николая Осенева можно увидеть в Кемеровской картинной галерее, Музее Л.Н. Толстого в Москве, Пензенской картинной галерее, Удмуртском республиканском музее изобразительного искусства в Ижевске, Калининградской областной картинной галерее, а также в Кустанае (Казахстан) и многих других музеях России. 

Заслуженная артистка РСФСР Валентина Вагрина Заслуженный деятель искусств Николай Осенев

 

Валентина Хацревина родилась в 1906 в Витебске. «Вагрина» – это сценический псевдоним от имени и отчества актрисы (Валентина Григорьевна). В 1920-е годы она переехала в Москву, где поступила в Высшую театральную школу при театре имени Вахтангова. Она была одной из последних учениц великого Евгения Вахтангова. В театре сыграла много ролей, которые сделали её знаменитой: Офелию в «Гамлете» Шекспира, графиню в «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака, китайскую принцессу в спектакле-визитной карточке театра «Принцесса Турандот».

Валентина Вагрина в спектакле «Принцесса Турандот»
Валентина Вагрина в спектакле «Принцесса Турандот»

Но в 1937 году слава и аплодисменты закончились. По обвинению в измене был арестован, а позже расстрелян муж Валентины Вагриной – крупный работник торгпредства Давид Маркович Колмановский. А позже пришли и за самой Валентиной Григорьевной как за женой «врага народа».

По воспоминаниям писательницы Анны Масс, театр пытался вызволить Вавочку. «Вышли» на следователя, но тот сказал:

«Освободим, если она откажется от мужа».

Вавочка от мужа не отказалась. Её отправили в лагерь.

Этим лагерем для Валентины Григорьевны стал Карлаг, Долинка. Там Вагрину использовали на сельскохозяйственных работах – она убирала пшеницу и, роясь на полях, переворачивала промокшее от дождей зерно на токах для сушки, доила коров…

В 1946 году её освободили.

«Она вернулась поблёкшая, постаревшая, о прежней её легендарной красоте можно было лишь догадываться, – писала Анна Масс. – В Москве её не прописывали, да и негде ей тут было жить. Но театр остался верен себе: добился прописки. Её снова приняли в труппу и сразу дали роль Джесси в пьесе Константина Симонова «Русский вопрос».

Но, к сожалению, ещё долго после мучений и страданий в лагере жизнь не отвечала актрисе взаимностью. Её держали под подозрением и после Великой Победы. А вскоре, как пишет Юрий Геранимус в книге «В молодые годы»:

«Ваву из театра под давлением «органов» уволили».

Валентина Вагрина с оркестром
Валентина Вагрина с оркестром

И далее:

«Хлопотать за неё пошли к тогдашнему шефу госбезопасности Абакумову артисты-вахтанговцы Горюнов и Абрикосов. Выискивая аргументы в пользу восстановления Вавы в театре, они неосторожно сказали Абакумову: «Вагриной разрешили жить в Москве. Значит, она должна где-нибудь работать». На что Абакумов сказал: «Это легко исправить» – и тут же отдал распоряжение: Ваву из Москвы выслать».

В это тяжёлое для Вагриной время её выручает Эдуард Колмановский. Он знакомит её с Николаем Ивановичем Осеневым, который занимал тогда высокий пост председателя Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ). Он был автором хрестоматийной просоветской картины «Первое слово Советской власти». Эта работа пользовалась успехом почти у всех зрителей. Благодаря ей он и занял большую должность в Союзе художников.

Первое слово Советской власти. Худ. Н.И. Осенев
Первое слово Советской власти. Худ. Н.И. Осенев

История с первым мужем Вагриной повторилась уже с Николаем Осеневым. Тогда Валентина Григорьевна не отказалась и не предала мужа, а сейчас Николай Иванович был готов ехать за своей возлюбленной на край света. Это была любовь с первого взгляда. Он сразу увёз Ваву в любимую Тарусу, где они и поженились.

Именно в Тарусе Николай Иванович создал свои великолепные картины русской природы.

Пейзаж в Тарусе. Худ.Н.И. Осенев. 1957 г.
Пейзаж в Тарусе. Худ.Н.И. Осенев. 1957 г.
На открытке – картина «Флоксы на веранде». Худ. Н.И. Осенев. 1964 г.
На открытке – картина «Флоксы на веранде». Худ. Н.И. Осенев. 1964 г.
 

В 1955 году Валентину Григорьевну реабилитировали, и она стала снова жить в Москве, вернулась в театр, где проработала до пенсии.

Вместе с Николаем Осеневым они много ездили по стране. Побывали в самых её отдалённых уголках. Часто выезжали и в другие страны. Особенно полюби­лась Франция. В 1981 году в Москве даже была открыта выставка Николая Осенева, посвящённая Франции. Выставка име­ла большой успех. Но всё-таки самым любимым городом для художника всегда оставалась Москва.

Бокал понаше. Из серии Париж. Худ. Н.И. Осенев. 1978 г.
Бокал понаше. Из серии «Париж». Худ. Н.И. Осенев. 1978 г.
Собор Парижской Богоматери. Из серии Париж. Худ. Н.И. Осенев. 1976 г.
Собор Парижской Богоматери. Из серии «Париж». Худ. Н.И. Осенев. 1976 г.
Площадь Оперы. Из серии Париж. Худ. Н.И. Осенев. 1978 г.
Площадь Оперы. Из серии «Париж». Худ. Н.И. Осенев. 1978 г.

Осенев был отзывчив и внимателен. Никто никогда не слышал от него грубого слова. Человек, который общался с ним на фронте, рассказывал, что и там в самых острых ситуациях офицер Осенев не позволял себе даже повысить голос. А служил Николай Иванович в «тяжёлых» частях. Войну прошёл минёром. Даже после её окончания полгода занимался разминирова­нием уже мирной земли.

Много писал пейзажи. Остались сотни великолепных рисунков, никогда не показанных художником из-за обострённой скромности и тре­бовательности к себе. Когда, увы, уже после смерти художника его друзья собра­лись в мастерской, то впервые увидели сотни работ, нигде не выставлявшихся. Постоянно раздавались восклицания:

«По­смотрите, какая это прекрасная вещь, почему же это нигде не было показано?!»

Дом Осеневых – великолепного художника и выдающейся актрисы – всегда отличался особой привлекательностью. Здесь всё было сделано с большим вкусом умелыми руками Николая Ивановича. О себе, о своём творчестве он постоянно отмалчивался, считая, очевидно, что работы сами должны говорить за себя.

Николай Иванович Осенев
Николай Иванович Осенев

В последние годы жизнь повернулась к Валентине Григорьевне Вагриной своим добрым, светлым лицом – реабилитация, любимый театр и заботливый любящий муж. Казалось, это Бог таким образом выплачивал ей компенсацию за тяжёлые времена, проведённые в лагере. Но сама Валентина Григорьевна считала, что ей помог талисман в лице любимого Эдички, который неизменно, после каждой поездки, встречал Валентину Григорьевну и Николая Ивановича на перроне вокзала с цветами. Вава кричала, увидев и обнимая его:

– Я люблю тебя, жизнь!

Эдик отвечал:

– И надеюсь, что это взаимно!

На даче в саду. Худ. Н.И. Осенев. 1976 г.
На даче в саду. Худ. Н.И. Осенев. 1976 г.
Закарпатье». Худ. Н.И. Осенев. 1954 г. (в коллекции Российского фонда культуры)
Закарпатье. Худ. Н.И. Осенев. 1954 г. (из коллекции Российского фонда культуры)
Натюрморт с белой скатертью. Худ. Н.И. Осенев. 1947 г.
Натюрморт с белой скатертью. Худ. Н.И. Осенев. 1947 г.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой

Фото: открытые источники, архив Российского фонда культуры