К 85-летию со дня рождения драматурга Александра Вампилова


К 85-летию со дня рождения драматурга Александра Вампилова

19 августа мировая общественность отмечает 85-летие со дня рождения одного из главных советских драматургов 1970-х годов Александра Вампилова.

Писатель очень рано ушёл из жизни — он не дожил до своего 35-летия всего несколько дней. И написал всего пять полнометражных пьес, но все они уже больше полувека не сходят с подмостков всех мировых театров. И это не дань истории. В спектаклях нет ни капли советской идеологии. Герои Вампилова — обычные живые люди. О феномене Вампилова Российскому фонду культуры рассказал народный артист РФ, ведущий артист МХТ имени Чехова Николай Дмитриевич Чиндяйкин, который был лично знаком с драматургом и сыграл почти во всех пьесах Александра Вампилова.

 

Николай Дмитриевич, как вы познакомились с Александром Вампиловым?

Это было одно из везений. Самое главное в жизни – это встречи, как известно. С крупным человеком, в художественном смысле, невероятно большим мастером Александром Вампиловым меня рано свела судьба. Я узнал его как пишущего человека. К сожалению, не могу сказать точную дату, в театре это был сезон 1969-1970 гг. Насколько я знаю, в 1970-м году чуть ли не в 10 театрах страны прошла пьеса Вампилова «Прощание в июне». Одним из этих городов был Таганрог. В ту пору я только пришёл в Ростовский театр, окончив театральное училище в Ростове-на-Дону. А друг мой Сеня Краснюк (Семён Краснюк, актёр Таганрогского театра и Ростовского театра драмы. — Прим.) с женой уже служили в Таганрогском театре. И там появился спектакль «Прощание в июне». Автор — Александр Вампилов. Как тогда говорили «молодой, начинающий драматург». Местный драматург. Местный — это значит, что он не из Ленинграда и не из Москвы. У него были странные замашки — что-то писать. Казалось бы, ты же не из Ленинграда и Москвы. Что ты пишешь? Да ещё и пьесы. Эти люди — странное явление. Таких пишущих отважных одиночек было мало. Их ставили редко. Тогда поощрялось, когда местный человек рассказывал, например, о местном колхозе. А вот такие вещи про людей, о которых писал Вампилов, — не приветствовались. В то время не было мобильных телефонов, но Сенька как-то сообщил мне, что у них премьера спектакля «Прощание в июне», и он в главной роли. Я поехал в Таганрог к своему приятелю. От Ростова-на-Дону примерно 60 километров. Это же Ростовская область. Я даже не знал, что там будет драматург.

Как проходила встреча?

Мне его представили. Вот, говорят, приехал драматург. Всё было по-простому. Вампилов не был похож на классика. На несколько лет постарше нас, а как драматург — никому неизвестный. На сцене Таганрогского театра я впервые и увидел пьесу Александра Вампилова. Сразу скажу, чтобы быть честным, я не ахнул в зале и не сказал: «Новый Чехов!». Думаю, также думали большинство людей. Тем более, как художественное явление он раскрылся гораздо позже. Никакого пиетета я тогда не испытывал. Я бы подлез к нему, сфотографировался бы (Смеётся.). Хотя в то время это тоже было не так просто — не было же фотоаппаратов у каждого первого. Познакомились. Нас представили друг другу – Саша, Коля. После спектакля нам накрыли стол. Слово «фуршет» тогда тоже не использовалось. Так мы отметили премьеру.

Каким вам запомнился Александр Вампилов?

Довольно симпатичный, худенький парень. Немножко странноватой внешности. Мы же тогда не знали всех подробностей, что у него папа – бурят. В то время, в Советском Союзе, это вообще не имело значения. Он шутил. К нему относились почтительно. Ещё вспомнил интересный факт. Вампилова стали ставить поздно. Где-то за 2-3 года до описанных мною событий, «Прощание в июне» поставили в литовском городе Клайпеде. И тот факт, что спектакль уже шёл за границей, говорило о многом. Хотя это был Советский Союз, но Литву считали заграницей. Как я теперь понимаю, это придало Вампилову какую-то важность. Потом появилась пьеса «Старший сын», но тогда она называлась «Предместье». У Саши, так позволю себе сказать, почти во всех произведениях очень много вариантов. Он всё время переделывал, перекладывал, менял названия. Очень много о его жизни я знал от его друзей, которые работали с Сашей Вампиловым в Иркутске. Это Вадик Лобанов (Вадим Владимирович Лобанов, народный артист РФ. — Прим.). Он был первым исполнителем роли Бусыгина в самой первой постановке «Старшего сына» в Иркутске. Пьеса ставилась под присмотром самого автора. К сожалению, Вадима уже нет с нами, не так давно он ушёл из жизни. Ещё с Вампиловым дружил народный артист РФ Валерий Алексеев, который сейчас играет пьесы Вампилова в Омске. Потрясающий, волшебный артист. Его там очень любят, носят на руках. Мы работали с ним вместе. Он остался преданным своим омичам. И от этих друзей я очень-очень много слышал про Александра Вампилова как о человеке.

Довелось ли вам ещё встретиться с драматургом?

Повстречаться нам больше не пришлось из-за судьбы. Через года два Саши не стало. С такими личностями всегда происходят какие-то фантасмагории. Тогда не было журналов, где печатались бы пьесы, но каким-то странным образом все узнавали, если где-то появлялась новая пьеса. У нас было ВТО (Всероссийское театральное общество. — Прим.), это предшественники нынешнего СТД (Союз театральных деятелей. — Прим.) — знаменитый Дом актёра на Тверской. Там были разные отделы, связанные с провинцией. В том числе, была редакционная комиссия, которая выбирала пьесы. Этих пьес было мало. Их печатали девушки на машинке в количестве 200 экземпляров. И попасть в этот список было главнее, чем выпустить полное собрание сочинений в каком-то издательстве. Если пьеса выходила там, то она обязательно доходила до театров. Я так долго говорю, потому что для меня все эти мелочи очень значимы — только они и важны. Появился режиссёр Лёва Дурасов (Лев Григорьевич Дурасов — советский киноактёр и режиссёр. — Прим.). К сожалению, я называю фамилии, а этих людей уже нет с нами. В Ростовском театре юного зрителям имени Ленинского комсомола мы стали репетировать пьесу «Старший сын». Наша завлит Таня Скребова связалась с драматургом, сообщила, что мы репетируем, сообщила кто играет. Мне она сказала, что упомянула о нашем с ним знакомстве. А я уже стал постукивать себя по груди – я же с автором выпивал (Улыбается.). Я получил главную роль Бусыгина. Хотя трудно сказать, какая роль главнее –Бусыгина или Сарафанова. Каждый актёр думает, что его роль главнее. Мы начали репетировать летом. Планировали открыть осенью сезон — так обычно делают в театре. Была договорённость, что Вампилов приедет на премьеру в Ростов-на-Дону. Вот эти трагические дни в августе. Мы, по-моему, на репетиции узнали, что Александра Вампилова больше нет. Утонул. Это прозвучало как гром среди ясного неба. Утонул. Два дня не дожил до своего 35-летия.

Потом ваша жизнь была связана с творчеством Вампилова?

Через полтора-два года я уехал из Ростова-на-Дону в Омск. Поменял театр. И когда я приехал, то мы сразу познакомились с Валерой Алексеевым и Вадимов Лобановым – первыми исполнителями роли Бусыгина в театре. Мы играли параллельно. Когда я играл в Ростове-на-Дону, они на год раньше выпустились вместе с Вампиловым. Мы кинулись друг другу в объятия. Репетируя и занимаясь текстом Вампилова профессионально, начинаешь понимать, что это не просто какой-то парень написал какую-то неплохую пьесу. Начинаешь чувствовать, что за всем этим стоят серьёзные вещи, которые поражают тебя. Начинаешь слышать, что это — не просто хорошая пьеса. Много хороших пьес, но пьесы Вампилова – это что-то необычное. Там какой-то свой звук, какое-то своё понимание, какая-то своя жизнь, которая бьётся в тенётах. Написать такую пьесу — это невероятный, каторжный труд.

Вы были на родине драматурга в Иркутске?

Я был в Иркутске несколько раз, актёры ведь много передвигаются. Ездил специально, когда открылся Культурный центр Александра Вампилова. В Иркутске недалеко от Театра драмы стоит памятник Александру Вампилову. Появился он после смерти драматурга. Помню, когда увидел этот памятник в первый раз. На нём писатель изображён в мятом костюме. Со временем, через драматургию, я стал понимать, почему скульптор изобразил Вампилова именно так. Это очень точная вещь. Вокруг давит суета, а Саше нужно оружие, чтобы отодвинуть её. И этот образ, запечатлённый в камне, точно передаёт Сашино состояние души.

Почему Александра Вампилова называют «сибирским Чеховым»?

Он, кстати, в смысле звукоряда совсем не похож на Чехова. Все, вроде, пишут про людей, но в пьесах Вампилова присутствует какая-то неразгаданная драматургия. Писатель может быть замечательным прозаиком, и его играют на сцене, но это не пьеса. А Чехов – это пьесы. Крупные литературоведы, когда говорят о Чехове, говорят, что его пьесы — это его романы, потому что в них романное пространство и технология как раз для театр. Антон Павлович же как писатель не написал ни одного романа. Вот и у этого парня Александра Вампилова был талант писать такие пьесы. Этому невозможно научиться. То, что его произведения — хорошая литература, видит каждый. То, что он —замечательный драматург, видят зрители, сидящие в зале. Они сидят, хлопают в ладоши, им нравится. Но есть в Сашиных пьесах что-то совершенно удивительное и неразгаданное, и разгадать — невозможно. Помню, мы играли премьеру «Старшего сына». Сцена, где Бусыгин начинает говорить: «Я ваш сын и ля-ля-ля». Мой друг Лёша Соловьёв, совершенно чудесный артист и тоже ныне покойный, говорит мне тихонечко прямо на сцене: «Пьеса сыграет. Особенно не старайся, не лезь из кожи». (Улыбается.). Актёры чувствуют сильный материал. Его не замять, не испортить. Пьеса «Однажды в Чулимске». Она называлась «Валентина» по имени героини. Так написать может только большой мастер. Все большие мастера могут всё рассказать через женскую историю. Я боюсь умничать, но произведения Вампилова – праздник, который всегда с тобой.

Что вы знаете о его родителях?

Его мама — учительница, насколько я помню. Папа был репрессированный, расстрелян. Родился Саша в местечке Кутулик. Этот посёлок и сейчас страшноват. А вы представьте, что было 85 лет назад? Саша играл на мандолине. Чудо! И вот в этом Кутулике и родился великий русский драматург!

Совсем недавно вы играли в спектакле «Старший сын» в Театре на Таганке…

Произведения Вампилова стали спутником моей жизни. И когда Ира Апексимова (Ирина Викторовна Апексимова, актриса, директор Театра на Таганке и театра «Содружество актёров Таганки». — Прим.) позвонила мне, это был 2017 год, и спросила, не сыграю ли я роль Сарафанова в спектакле «Старший сын», я закричал в трубку. Самое интересное, она не знала, что я один из первых исполнителей роли Бусыгина и имею к этому какое-то личное отношение. И она говорит: «Ну, вот...». Я, конечно, с радостью согласился. Спектакль идёт и сейчас, но мне пришлось, к сожалению, сократить часы. Я перестал играть в театрах вне своего. Я и в своём играют мало. Это уже связано с другими вещами – со здоровьем, с возрастом. Но я по-прежнему дружу со всеми актёрами спектакля. Это очень хороший спектакль.

Ещё одно известное произведение Александра Вампилова «Утиная охота»…

Я уже сыграл в «Старшем сыне», и мне подарили журнал «Ангара», где была напечатана пьеса «Утиная охота». Она ещё нигде не ставилась. Вот я вам сейчас расскажу лично мою историю. У меня тогда ещё дочка была маленькой. Совсем маленькой. Жена очень уставала. Я ей помогал. Как-то я пришёл, а у меня этот журнал. Мне его кто-то привёз из Иркутска. Я тихонько зашёл. У нас была такая актёрская небольшая квартирка. Я, чтобы не разбудить супругу, сел на кухне и стал читать. Хоть чуть-чуть посмотрю, думаю. Остальное дочитаю завтра. Я как начал читать, прочитал всю пьесу. Не ужинал. Потом на цыпочках подошёл к жене, разбудил её. А жена тоже была актрисой. «Иди сюда», — тихо сказал. Мы вышли на кухню. Она говорит: «Чего?» Я: «Садись! Слушай!» И стал читать пьесу вслух. Второй раз. И мы читали до утра. Мне сейчас трудно представить, как должна воздействовать пьеса, чтобы захотелось прочитать её два раза подряд. Можно было сказать: «Давай завтра дочитаем, а то Настя (дочь. — Прим.) проснётся». Но я этого не сделал. Я не одной пьесы в своей жизни не прочитал подряд два раза! Пьеса — это не стихи, их не читают. И не песня, которую поют бесконечно. Это — сложный призыв к работе. Пьеса — это тебе предлагают тяжелейший труд. Она же нужна для того, чтобы её играть. И вот этот призыв к труду, он должен быть такой силы, чтобы ты не только был благодарен, но ещё попутно думал, как ты вёсла будешь делать, как образ выстроишь и так далее.

В чём же секрет драматургии Вампилова?

Гениальный человек Олег Павлович Табаков поставил у себя во дворе в «Табакерке» композицию — памятник драматургам. Там у него стоит Розов, Володин и Вампилов. Вот за этим столом, где мы сейчас с вами сидим, состоялся когда-то разговор. Олег Павлович говорит: «Ребята, вот эти трое нас кормили 25 лет». Это язык профессионала. Они были основными кормильцами. Розова сейчас практически не снимают. Остаются только Володин и Вампилов, который выстреливает и выстреливает. В одном городе может идти несколько постановок. Студенты играют его очень много. Даже за рубежом играют. Американцы снимали «Старшего сына» несколько раз. Это в их вкусе. Они же обожают интриги. Вампилов никогда не знал Голливуда, окончил университет в Иркутске и помещал свои рассказы в газете «Советская молодёжь». Он вытащил у голливудского кино сердцевину. Понял, как пишется правильный сценарий. А каким языком это написано! А какие приметы, а флёр времени! Это национальные вещи. Это Вампилов!

Получается, что вы сыграли во всех спектаклях по пьесам Александра Вампилова?

Мне повезло. Я играл практически во всех его пьесах. Пьесы Вампилова ставились в советское время очень много и до сих пор их продолжают ставить. Бывает, что тишина, а потом бах – там «Старший сын», там «Старший сын». Я играл и в «Прощание в июне» Гомыру, и в замечательном спектакле «Прошлым летом в Чулимске». В молодости я сыграл Бусыгина в «Старшем сыне», а будучи в возрасте сыграл Сарафанова в этом же спектакле. У меня сложилась вся мозаика. После этого остаётся только поклониться и сказать Саше «спасибо».

 

На всех фото: Николай Чиндяйкин в роли Сарафанова в спектакле «Старший сын» в Театре на Таганке. 2017 г.

Фото: Евгений Чесноков, Сергей Чалый/Русский блоггер