Андреевский флаг на рейде Нью-Йорка


Андреевский флаг на рейде Нью-Йорка

160 лет назад, ранним утром 18 июля 1863 года, корабли эскадры адмиралов российского императорского флота Степана Степановича Лесовского и Андрея Александровича Попова вышли из Кронштадта и направились к берегам Северной Америки. О том первом и таком важном для страны походе мы вспоминаем сегодня, в День Военно-морского флота.

В XIX веке между США и Россией никаких союзнических обязательств не было, но тем не менее отношения между двумя державами оставались достаточно тёплыми. В те годы главным политическим противником Российской империи была Великобритания, которая поддерживала Польское восстание в западных регионах России и южан в Гражданской войне, полыхавшей в США.

В сложившейся ситуации в Санкт-Петербурге пришли к очень интересной и креативной идее, которую выдвинули великий князь Константин Николаевич и морской министр Николай Краббе. Российские власти решили воспользоваться североамериканскими портами для размещения там российских судов. В случае обострения отношений с Великобританией и её союзником Францией даже 5-6 российских военных кораблей могли парализовать всю атлантическую торговлю. План был гениальным!

25 июня 1863 года император Александр II принял решение об отправке в Атлантический и Тихий океаны двух эскадр. Экспедиция была организована в обстановке строжайшей секретности.

Командовать походом русских кораблей в Атлантическом океане предстояло контр-адмиралу Степану Степановичу Лесовскому – начальнику Кронштадтского порта. В состав эскадры входили фрегаты «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз». В этом походе принимал участие и будущий адмирал, блестящий теоретик, героический офицер Степан Осипович Макаров, а также служил младший брат великого композитора П.И. Чайковского Ипполит Ильич Чайковский, будущий генерал-майор по адмиралтейству.

Контр-адмирал Степан Степанович Лесовский (слева) и контр-адмирал Андрей Александрович Попов
Контр-адмирал Степан Степанович Лесовский (слева) и контр-адмирал Андрей Александрович Попов

В состав второй эскадры входили корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик», клиперы «Абрек» и «Гайдамак». Командовал эскадрой контр-адмирал Андрей Александрович Попов – известный флотоводец и кораблестроитель.

Одновременное появление в двух американских портах русских эскадр оказа­лось для Англии и Франции совершенно неожиданным и произвело именно тот эффект, на который рассчитывало русское правительство. Европейские дер­жавы не решились начать военные действия против России. По оценке последнего канцлера Российской империи князя А.М. Горчакова:

«Операция наших морских сил в Северной Америке в поли­тическом смысле оказалась удачной, а в исполнении – отличной».

В коллекции Российского фонда культуры хранятся уникальные подлинные кадры той истории – фотографии, открытки кораблей, грамота мэра Бостона, журнальные публикации.

С самого прибытия в Америку русские эскадры сделались предметом восторга со стороны американцев. Об этом можно судить по заголовкам американских газет того времени: «Новый союз скреплён. Россия и Соединённые Штаты братствуют», «Восторженная народная демонстрация», «Русский крест сплетает свои складки с звёздами и полосами», «Военный и официальный приём», «Большой парад на Пятой улице» и многие другие.

Обложка журнала, посвящённая прибытию русских кораблей. 1863 г.
Обложка журнала, посвящённая прибытию русских кораблей. 1863 г.
Народ с восторгом встречал русскую процессию. 1863 г.
Народ с восторгом встречал русскую процессию. 1863 г.

Вот как описывала, например, газета «Нью-Йорк геральд» встречу адмирала Лесовского и его офицеров на улицах города:

«Полные народа тротуары улиц, по которым направлялось шествие, окаймляли войска, стоявшие длинными шпалерами. Дома были разукрашены флагами... народ с восторгом встречал процессию».

Почти ежедневно русские корабли посещали делегации городов и штатов. Они выражали своё уважение и признательность России за доброжелательство и поддержку Соединённых Штатов, «в особенности при настоящих несчастных затруднениях, в которых находится американская нация». Вот, например, грамота, в которой офицеры русских фрегатов, находящихся с визитом в гавани Нью-Йорка, приглашаются посетить Балтимор. За подписью мэра города.

Грамота за подписью мэра, приглашающая экипаж русской эскадры посетить город Балтимор
Грамота за подписью мэра, приглашающая экипаж русской эскадры посетить город Балтимор

Будущий великий композитор, а в те дни гардемарин клипера «Алмаз» Николай Андреевич Римский-Корсаков писал:

«Нашу эскадру приняли здесь дружелюбно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть, будут подходить (даже дамы) с изъявлением уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке».

Популярность русских моряков была столь велика, что это сказалось даже на женской моде. Как писали газеты, для многих нью-йоркских модниц непременной принадлежностью туалета стали пуговицы сюртуков, кокарды, гардемаринские якоря и аксельбанты. Последние – как деталь бального наряда.

Но не только политические интересы Российской империи защищали русские моряки на далёком американском побережье. 23 октября 1863 года в Сан-Франциско вспыхнул большой пожар. Его с трудом тушили городские власти. Русские моряки не могли оставаться в стороне. В результате тушения пожара погибли шесть русских моряков, ещё больше матросов получили различные ожоги и травмы.

Гидеон Уэллс, военно-морской министр Соединённых Штатов Америки, даже прямо записал в своём дневнике: «Боже, благослови русских!»

Корабли эскадры контр-адмирала Лесовского на рейде Нью-Йорка
Корабли эскадры контр-адмирала Лесовского на рейде Нью-Йорка
Корабли эскадры контр-адмирала Попова на рейде Сан-Франциско
Корабли эскадры контр-адмирала Попова на рейде Сан-Франциско

Эта старинная фотография (ниже) запечатлела встречу офицеров эскадры адмирала Лесовского с американцами. Фотография не подписана. Лишь её последняя владелица Елена Вилькен написала на обороте, что карточка принадлежала капитану 1 ранга П.В. Вилькену, дед которого О.В. Вилькен, будущий адмирал, – второй слева во втором ряду стоящих. В центре за столом сидит контр-адмирал С.С. Лесовский. Второй слева в первом ряду стоящих – гардемарин с клипера «Алмаз» Н.А. Римский-Корсаков.

Встреча офицеров эскадры адмирала Лесовского с американцами
Встреча офицеров эскадры адмирала Лесовского с американцами

На этой грандиозной фотографии (ниже), искусно составленной из двух частей, запечатлены команды кораблей эскадры контр-адмирала Лесовского. На пе­реднем плане можно различить самого С.С. Лесовского, О.К. Кремера, А.П. Зелёного. Но в каком месте происходила эта встреча? Моряки эскадры помимо Нью-Йорка побывали в Балтиморе, Аннаполи­се и Вашингтоне, где были приняты президентом Авраамом Линкольном. Офицеры с «Осляби» даже ездили в действующую Потомакскую армию, где при объезде позиций каждый полк отдавал честь русским, «пре­клоняя знамёна».

Команды кораблей эскадры контр-адмирала Лесовского
Команды кораблей эскадры контр-адмирала Лесовского

Около девяти месяцев стояла за океаном русская военно-морская экспедиция. При отплытии эскадры домой на прощальном обеде мэр Бостона сказал:

«Русская эскадра не привезла нам ни оружия, ни боевых снарядов для подавления восстания, но она принесла с собою более этого – чувство международного братства, своё нравственное содействие».

Покидая Нью-Йорк 4 июня 1864 года, адмирал Лесовский передал мэру 4760 долларов, собранных по подписке офицерами эскадры, «с целью предложить оные на покупку топлива бедным семействам».

«Всегдашним желанием граждан Нью-Йорка было, пользуясь приходом Вашей эскадры, укрепить узы дружбы между Россией и Соединенными Штатами», – говорилось в ответе мэра.


Русский фрегат «Ослябля» в гавани Нью-Йорка
Русский фрегат «Ослябля» в гавани Нью-Йорка

Вспоминаются слова князя Горчакова, сказанные послу США в Петербурге:

«Ваша страна еще только появилась на свет, когда русские стали у вашего изголовья, как ангелы-хранители, во время первого президента Вашингтона. Нам не нужны Северные и Южные штаты – нас устроят только Соединенные Штаты Америки!»

Это была первая эскадра российского флота, полностью состоящая из парусно-винтовых кораблей. Позже, в память об этом походе, стали появляться броненосцы и крейсеры с такими же названиями, чьи фотографии бережно хранятся в коллекции Российского фонда культуры.

Корвет «Рында» Крейсер «Рында»
Корвет «Рында» Крейсер «Рында»

 


 
Парусно-винтовой фрегат «Пересветъ» Броненосец «Пересветъ»
Парусно-винтовой фрегат «Пересветъ» Броненосец «Пересветъ»

 


 
Корвет «Варяг» Бронепалубный крейсер «Варяг»
Корвет «Варяг» Бронепалубный крейсер «Варяг»
 

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: открытые источники, архив Российского фонда культуры