Бакст. Письма
Он был ведущим художником Русских сезонов Сергея Дягилева. Одним из символов Серебряного века. Его театральные костюмы ещё при жизни выставлялись в Лувре.
100 лет назад не стало величайшего театрального художника, живописца Леона Бакста.
В коллекции Российского фонда культуры хранятся 69 писем-автографов, написанных им в последние годы жизни. Эти письма — богатый материал для изучения творческого наследия художника. Читая их сегодня, мы можем дополнить биографию мастера удивительными деталями. И, кажется, будто его образ оживает перед нами. Первое письмо датируется 1922-м годом. Последнее написано в 1924-м, за несколько месяцев до смерти. Это — переписка с Николаем Осиповичем Гришковским, с которым они были знакомы ещё по Петербургу.
(Художник К.А. Сомов о Н.О. Гришковском) «Красивый брюнет с очень вульгарным голосом и говором».
Тогда студент Николай Гришковский «крутился» в объединении «Мир искусства» и был неофициальным помощником Сергея Дягилева, а Бакст — уже звездой всех выставок.
В 1910 году Леон Бакст переехал в Париж, где в одночастье стал знаменит. Французская публика боготворила его. Он оформлял балеты Дягилева для парижских Русских сезонов — «Клеопатру», «Шахерезаду», «Карнавал», «Нарцисс». Разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, тканей и ювелирных изделий и даже автомобилей. Именно с его лёгкой руки столицу Франции охватила мода на всё восточное и русское — в магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы из дягилевских спектаклей. Об успехах в Париже Бакст писал в своих письмах.
(Из переписки с Н.О. Гришковским) «Здесь моё имя — синоним краски».
Слава о гениальном художнике моментально достигла другого континента. Американские миллионеры заказывали ему портреты, предлагали контракты, устраивали лекции. Чего только стоило одно выступление в Торонто «Цвет и костюм» — мероприятие посетило 3000 человек!
(Из переписки Леона Бакста с сестрой) «...Читал с большим успехом лекцию, за которую мне заплатили больше, чем за работу масляной картины. Я и жажду ещё таких лекций. Это точно гастроли Шаляпина — приятно и гораздо легче, чем картины».
За неё Бакст получил 2 000 долларов. Отредактированный самим художником текст лекции был опубликован в журнале «Вог», на обложке размещён рисунок художника — костюм к балету «Волшебная лавка».
С таким объёмом предложений Бакст не справлялся, поэтому поверенным в своих делах за океаном назначил Николая Осиповича Гришковского, который к тому времени уже прочно обосновался в США. Он помогал художнику в устройстве выставок, занимался рекламой и продажей работ. В архиве Фонда хранится любопытный документ с ценами на картины Бакста.
Один из успешнейших проектов — сотрудничество с «шёлковым королём» Америки Артуром Селигом. Тот предложил художнику создать орнаменты для тканей, использовав народные американские мотивы. Бакст также сделал варианты в русском народном стиле. В результате появилась удивительная серия.
(Из переписки с Н.О. Гришковским. Май, 1923 г.) «Были у меня здесь заказчики на 2000 dollars материи (наконец!), очень выгодные, и будут всегда в Нью-Йорке брать мои рисунки».
Письма Леона Бакста из коллекции Российского фонда культуры
Текстиль по рисункам Бакста пользовался настолько большим успехом, что началось производство контрафактной продукции «под Бакста». Об одном из таких случаев художник писал: (Из переписки с Н.О. Гришковским) «Пусть тотчас вернёт вещи, кроме отобранных согласно бумаге, и разрешите ему писать «color Bakst, influence», но никоим образом «сделано по рисунку Бакста».
Ещё одним примером нажиться на имени художника является так называемый бал «Bakst», состоявшийся в Нью-Йорке 8 апреля 1923 года. Его устроительница, госпожа Мэй Райт, разослала приглашения на приём в свой особняк на Мэдисон-авеню, интерьеры которого были украшены картинами «самого Леона Бакста». Художнику она обещала большие продажи. Но когда гости собрались, даже не думала выступать в роли агента. И сама не купила работу «Фавн», как обещала. Возмущённый этим поступком Бакст, который очень трепетно относился к своим произведениям, писал Гришковскому:
(Из переписки с Н.О. Гришковским) «Я сожалею, что поверил этим американским мошенникам».
Орнамент для тканей, созданный Бакстом
В сохранившемся письме из архива Фонда приведён список картин, представленных для того злополучного бала. Глядя на него, можно представить, какие работы украшали зал.
В США Бакст был буквально завален заказами, от которых не мог и не хотел отказываться. Он мечтал «покорить Америку». И старался делать это всеми доступными ему изобразительными средствами. Кроме того, надо было кормить большую семью.
(Из переписки с художниками К.А. Сомовым и И.Э. Грабарём) «Увы, я здесь прикован заработком (у меня четырнадцать человек родных живут целиком на мой счёт!), и я обязан работать не покладая рук!».
В марте 1924 года в Нью-Йорке состоялась грандиозная Выставка русского искусства, где экспонировались работы Серова, Петрова-Водкина, Рериха, Поленова, Кустодиева, Серебряковой, Машкова и многих других выдающихся художников. Бакст представил только одну картину «Охотница», которая сегодня находится в частной коллекции.
Охотница. 1922 г.
В середине лета того же года переписка между Гришковским и Бакстом неожиданно оборвалась. Художник писал Игорю Грабарю, что его секретарь «много печётся о своей выгоде». И поэтому он отказал ему в сотрудничестве. А спустя несколько месяцев оборвалась и жизнь самого художника.
До самой своей смерти Леон Бакст продолжал много работать. Он трудился над заказными портретами, рисовал эскизы тканей, планировал будущие выставки, восстановил разорванное сотрудничество с Русскими сезонами. Для одного человека это оказалось неподъёмной ношей. Нервное и физическое напряжение подорвало здоровье гениального художника. 27 декабря 1924 года Леон Бакст скончался в Париже от отёка лёгкого, не дожив два месяца до своего 59-летия.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: открытые источники, Российский фонд культуры