Иван Сытин — человек, который научил Россию читать
90 лет назад не стало великого русского книгоиздателя, предпринимателя и просветителя Ивана Дмитриевича Сытина.
Его называли «королём издательского дела». Благодаря ему миллионы детей узнали о сказках братьев Гримм и Шарля Перро. Он первым начал выпускать полные собрания сочинений русских классиков, а в каждом доме висел календарь, напечатанный в его типографии. И до сих пор в России издаётся журнал под своим оригинальным названием «Вокруг света», который придумал этот человек.
Об экспонатах из коллекции Российского фонда культуры, связанных с именем талантливого издателя — в материале ниже.
(Из воспоминаний И.Д. Сытина) Я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знания… Мечта моя — чтобы народ имел доступную по цене, понятную, здоровую, полезную книгу.
Сытин выпускал книги, которые могли позволить себе все слои общества. Книги были дешёвыми и качественными. Предприниматель хотел построить город печатников и создать в России редакционно-издательскую сеть, но наступил 1917 год, и Иван Дмитриевич в одночасье лишился всего. «Товарищество Сытина» национализировали, типографию на Пятницкой переименовали в Первую образцовую, а самого издателя вскоре сняли с должности. Иван Сытин не был революционером. Он воспринял Октябрьский переворот как неизбежность и предложил свои услуги Советской власти.
Привокзальная книжная торговля. Магазин И.Д. Сытина в Нижнем Новгороде. 1900-е гг.
(Из воспоминаний И.Д. Сытина) Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности, я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику. Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие — книга при новой власти надёжно пошла в народ.
Иван Дмитриевич выполнял разные задания по поручению правительства. Так, он стал одним из организаторов Выставки русского искусства в Америке в 1924 году. Прошло только семь лет после революции, а за океан уже отправлялось более ста работ известных русских художников: Нестерова, Коровина, Грабаря, Добужинского, Рериха, Петрова-Водкина, Кустодиева, Васнецова и многих других.
Несмотря на то, что Сытин числился среди устроителей выставки, получить разрешение на выезд ему стоило большого труда.
(Из письма заместителя Председателя Особого Комитета по организации заграничных артистических турне Тутельмана в Отдел Управления Моссовета) Отказ в выдаче заграничного паспорта И.Д. Сытину, командированному Особым Комитетом для участия в организации выставки картин русских художников в Америке, был мотивирован отсутствием достаточных гарантий в политической благонадёжности.
Оргкомитет Выставки русского искусства. Нью-Йорк, 1924 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Визу Иван Дмитриевич всё-таки получил, но приехал в Нью-Йорк на 2 недели позже остальных. В Америке он подружился с Николаем Осиповичем Гришковским, о котором написано не так много. Известно, что Гришковский был выходцем из России и значился неофициальным помощником Сергея Дягилева в «Мире искусства». На момент приезда оргкомитета уже несколько лет проживал в США и с большим азартом взялся помогать в устройстве выставки.
Большой архив Николая Гришковского, связанный именно с выставкой русского искусства в Америке, позже оказался в коллекции Российского фонда культуры. Среди подлинных картин, писем и документов было одно удивительное издание, выпущенное Сытиным в Москве ещё в 1915 году. На авантитул книги вклеен карандашный рисунок самого предпринимателя, сделанный русским художником Серафимом Судьбинин.
Обложка и титульный лист сборника «Полвека для книги» (Из коллекции Российского фонда культуры)
Этот литературно-художественный сборник «Полвека для книги» посвящён пятидесятилетию издательской деятельности И.Д. Сытина. Переплёт и форзацы выполнены прекрасным художником Сергеем Малютиным. А титульный лист — Сергеем Герасимовым. В создании сборника приняло участие около 200 авторов — это наиболее известные представители науки, литературы, искусства, промышленности, общественные деятели, которые высоко ценили незаурядную личность Ивана Сытина и его деятельность. В книге множество заставок и вклеенных иллюстраций художников, чьи работы были представлены на выставке 1924 года.
Таких книг Сытин привёз две. Одну подарил Гришковскому в качестве благодарности, этот экземпляр сегодня находится в Российском фонде культуры, а другую подписал Нью-Йоркской публичной библиотеке, где она и хранится по сегодняшний день.
Особый интерес представляет письмо Ивана Дмитриевича, отправленное им уже из Берлина. Написано почти без знаков препинания, корявым мужицким почерком. Иван Дмитриевич жаловался Гришковскому: «У Вас в Америке я похоронил все свои 10 т. — единственное сбережение». Несмотря на то, что выставка финансово не оправдала себя, прошла она триумфально и имела большое значение для русского искусства.
Письмо И.Д. Сытина, отправленное Н.О. Гришковскому из Берлина. Две страницы (Из коллекции Российского фонда культуры)
В Германии Сытин работал над книгой воспоминаний. В своём письме он просил Гришковского найти в Америке издателя для публикации рукописи, но из этой идеи ничего не вышло.
(Из письма И.Д. Сытина Н.О. Гришковскому) «Теперь я приехал в Берлин, чтобы написать книгу. Книга будет листов 20-30. Большого формата. С рисунками.
Работа над воспоминания шла долго. Ещё в 1922 году 70-летний Сытин принёс в Госиздат рукопись под названием «Жизнь для книги» с просьбой — просмотреть. Её прочитали почти все работники издательства. Ею восторгались, говорили о нужности, но так и не напечатали. Сначала отложили до лучших времён, а потом и вовсе забыли. Книга затерялась в архивах почти на 40 лет…И только в 60-е годы сын Ивана Дмитриевича, роясь в бумагах отца, нашёл ещё один вариант воспоминаний и принёс его то же издательство. Сегодня книгу периодически выпускают. Читается она с большим интересом «как повесть о жизни и делах удивительного капиталиста, захваченного в сферу чудесного влияния книги».
Борьбу за просвещение Иван Дмитриевич Сытин вёл всю свою жизнь, но многого так и не успел сделать. Не успел построить фабрику по производству бумаги. Не успел открыть университет книжного дела. Не успел создать НИИ, где бы разрабатывались новые сорта бумаги, краски, машины. Но зато сделал самое важное и главное — он научил русский народ читать.
Иван Дмитриевич Сытин научил русский народ читать
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: открытые источники, Российский фонд культуры