Четыре года в шинели
В коллекции Российского фонда культуры есть особенный конверт, который мы открываем каждый год именно 9 мая. В нём находятся фотографии, письма, заметки, мешочек с землёй и карандашные рисунки фронтового художника Софьи Сергеевны Урановой, родившейся в один день с Великой Победой.
Софье Урановой был 31 год, когда в июне 1941-го грянула война. Художница твёрдо решила пойти добровольцем на фронт и приносить посильную помощь Родине. Но вступить в Красную армию, не имея нужной специальности, оказалось невероятно трудно. Уранова ходила, просила, убеждала. Её слушали, но помочь не могли.
(Из дневников С.С. Урановой) Я настолько была убеждена в том, что добьюсь своего, что решила сделать так: я заказала себе военную китель, купила шапку, валенки и уже в этой форме стала снова ходить по всем инстанциям. На улицах меня иной раз останавливали патрули, спрашивая почему я нарушаю форму, ведь красную звёздочку на шапку я не могла надеть. Что могла я им ответить?! Я просто объясняла всё так, как оно есть.
Наконец весной 1942 года, благодаря содействию оргкомитета Союза художников СССР, Софья Уранова стала красноармейцем, рядовым 12-й гвардейской дивизии. Быстро освоившись, она подала рапорт о переводе ближе к линии фронта. Генерал вызвал её и спросил: – Вы хотите на батарею, что вы там будете делать? – Всё, что потребуется, но самое главное – я буду рисовать…
Софья Уранова за работой. «Военфельдшер Наташа Михалёва». 1942-1966 гг.
Софья Сергеевна Уранова родилась 9 мая 1910 года в селе Никольском Пензенской области. Её отец был протоиереем, последним настоятелем Воскресенского храма в Николо-Пестровке. Здесь она провела детство. Затем воспитывалась в семье своего дяди в Пензе, куда вынуждена была переехать после заточения отца, подвергшегося репрессиям.
Софья Сергеевна была ученицей выдающегося советского художника М.В. Нестерова и работала под руководством живописца, художника-монументалиста П.Д. Корина.
(Художник П.Д. Корин) Ходатайствую за Уранову как за крупное и исключительное дарование по живописи, как за человека, беззаветно любящего искусство.
Дружила с поэтами Александром Твардовским и Николаем Тихоновым. Писала портреты Алексея Толстого, Хикмета, будущего Маршала Советского Союза комдива Константина Константиновича Рокоссовского.
Дарование Софьи Урановой было замечено и Алексеем Максимовичем Горьким, который приобрёл её первую живописную работу и за два года до своей смерти устроил художнику поездку в Европу. Посетив Рим, Венецию, Флоренцию, Милан, Париж, Вену, Лондон, Софья Уранова вернулась на родину переполненная впечатлениями, а главное – с большим желанием творить.
Но наступила Великая Отечественная война. На фронте, восхищённая смелостью и мужеством солдат, Софья Сергеевна рисовала не театр военных действий, а повседневную жизнь. Вот кто-то пишет письмо домой, вот медсестра у кровати раненого бойца, а здесь старший лейтенант А. Бенедиктов играет на гитаре – через несколько месяцев он будет убит.
В мае 43-го Уранова записала в своём дневнике:
(Из дневников С.С. Урановой) Солдаты просят меня нарисовать их за завтраком возле орудия... Сделала несколько вариантов, один из них «общим миром» был одобрен, и я остановилась на нём... Вчера у нас было начальство – командир дивизии и замполит. Смотрели мои рисунки. Отозвались одобрительно.
Однажды молодой солдат обратился к художнице с просьбой нарисовать его портрет – девушка, с которой он переписывался, просила фото, а у бойца его не было. Уранова усадила боевого товарища на ящик из-под снарядов. Через пару часов «фотография» была готова.
(Из дневников С.С. Урановой) Я старалась рисовать каждый свободный час. И только в те дни, когда опасности были так велики, обстановка так напряжена, силы не выдерживали, и карандаш выпадал из рук… Тогда я доставала из кармана шинели тетрадку и записывала в неё то, что невозможно было нарисовать!
В операционной МСБ. Белоруссия. Январь 1944 г. (Государственный музей обороны Москвы)
Комбат Романов. Письмо на Родину. Август 1944 г. Мы идем в Прибалтику. Брест-Белосток (Государственный музей обороны Москвы)
Наша землянка зимой. 1942 г.
Там же на фронте Софья Уранова получила извещение о том, что умер её любимый учитель Михаил Васильевич Нестеров.
(Из дневников С.С. Урановой) …Из глубины чащи потянуло сыростью, и внезапно подул ветер. Не то белый платок, не то лист бумаги взметнулся вдруг из кустов, пролетел мимо, зацепил за шинель, и я невольно схватила его рукой. Это был обрывок какой-то газеты без начала и конца. Не знаю, что побудило меня всмотреться в этот листок, но руки мои похолодели и глаза не могли поверить тому, что я читаю… Некролог о смерти великого русского художника Михаила Васильевича Нестерова, моего учителя и наставника! Нестеров – умер, и я не в силах постичь смысл этих жестоких слов!
В коллекции Российского фонда культуры хранится небольшая со следами времени рамка. Когда-то Софья Уранова прикрепила к ней букет цветов и собственноручно подписала. Цветы были утрачены, а надпись ещё хорошо читается:
«Курская дуга. Июнь-июль, 1943 год. Эти цветы 1943-го года из берёзовой рощи, где стояла наша 3-я батарея. Цвели возле землянки».
Вместе с сослуживцами Софья Сергеевна Уранова прошла славный боевой путь – от Орла до Берлина. Весну 1945 года она встретила на Эльбе. Была награждена Орденом Красной Звезды и медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
На фронте Софья Уранова сделала большую серию рисунков. К концу 60-х они были выпущены отдельной книгой с заметками автора о войне. Название художник придумала сама – «Четыре года в шинели». Уранова стала получать тысячи писем со всего Союза от благодарных читателей, которые хорошо помнили описанные в книге события. А школьники из Бреста даже прислали мешочек с брестской землёй – батарея Урановой стояла в этих местах летом 1944 года.
В послевоенные годы Софья Уранова едет на целинные земли в Казахстан, создаёт галерею рисунков и портретов героев целины. Её персональные выставки проходят по всей стране с большим успехом. Она избирается депутатом Московского городского. Ей присваивается звание заслуженного художника РСФСР.
Сегодня рисунки художника-фронтовика можно увидеть в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Музея Победы, Государственного музея обороны Москвы. Софья Сергеевна Уранова ушла из жизни в 1988 году, но оставила после себя немалое наследие, как живое напоминание будущим поколениям о цене Великой Победы.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры, открытые источники