Международный день кино в фотографиях из собрания Российского фонда культуры


Международный день кино в фотографиях из собрания Российского фонда культуры

Архив Российского фонда культуры насчитывает несколько тысяч единиц хранения, среди которых документы, письма царской семьи, редкие фотографии, уникальные экспонаты, подлинные картины русских художников. Недавно коллекция пополнилась материалами из личного архива известной писательницы, киноведа, журналиста Евгении Бартеневой.

Среди записей Евгении Павловны, хранящихся в Фонде, есть и рукопись книги под названием «Никита Михалков: кино – моя жизнь и профессия», написанная в 1987 году.

И сегодня мы представляем вашему вниманию выдержки из этой книги. Автор рассказывает о личности Никиты Сергеевича Михалкова сквозь призму фильмов, которые были сняты Михалковым в качестве режиссёра, и образов, блестяще воплощённых им на экране. Текст проиллюстрирован редкими фотографиями, сделанными на съёмочной площадке профессиональными фотографами. Интересно, что имя одного из них – Анатолия Пашвыкина – Никита Михалков, обладая прекрасным чувством юмора, подарил футболисту из кинофильма «Родня».

Евгения Бартенева — за столом справа от выдающегося режиссёра Сергея Герасимова

Расцвет творчества Евгении Павловны выпал на 80-е годы прошлого века. Окончив ВГИК, Евгения Бартенева почти сразу начала печататься в газетах и журналах о кино. Дипломная работа, посвящённая выдающемуся актёру Алексею Баталову, определила вектор её дальнейшей писательской деятельности – Бартенева готовила репортажи со съёмочной площадки фильмов, писала статьи о кино, брала интервью у именитых артистов, выпускала книги. Евгений Стеблов, Ирина Алфёрова, Вера Алентова, Станислав Любшин, Владимир Меньшов, Софико Чиаурели, Юрий Богатырёв – это далеко не полный список звёзд отечественного кинематографа, с кем была знакомы Евгения Бартенева и о ком впоследствии рассказывала на страницах «Фильма», «Сеанса», «Советского экрана».

С дочерью Анной Михалковой на съёмочной площадке
С дочерью Анной Михалковой на съёмочной площадке
 
Безупречный художественный вкус, абсолютная эмоциональность и редкостная работоспособность Никиты Михалкова достались ему от мамы, Натальи Петровны Кончаловской, но внешне он похож на папу, Сергея Владимировича Михалкова. В доме Михалковых всегда собирался цвет отечественной культуры – Алексей Толстой, композитор Сергей Прокофьев, кинорежиссёр Александр Довженко, один из корифеев Художественного театра Борис Ливанов. В такой атмосфере и рос будущий знаменитый режиссёр, достойный сын своих родителей.
 
«Лучшие мои произведения – Андрон и Никита, – запишет в своём дневнике Наталья Петровна Кончаловская. – Никита с детства был смел, инициативен, общителен, очень предприимчив и честен, подчинял себе ребят. Они его обожали. Никогда, даже в детстве, не предавал друзей».
Сергей Владимирович и Никита Сергеевич Михалковы
Сергей Владимирович и Никита Сергеевич Михалковы

Я шагаю по Москве (1963)

В Никите Сергеевиче есть божий дар – редкая обезоруживающая, победоносная заразительность, актёрская и человеческая – качество, которое нельзя приобрести и которому нельзя научить. Оно есть или его нет. Оно было явлено сполна в его первой большой роли в картине «Я шагаю по Москве» и сразу же, залпом, пленило. Он всегда мечтал быть артистом. Потребность представлять была для него естественным состоянием с детства – сколько себя помнит, всё время что-то изображал. Поэтому желание стать артистом пришло не вдруг, не сразу, а присутствовало в нём изначально и постоянно.

«Работа с Данелия была столь радостной и праздничной, – рассказывал Никита Сергеевич о съёмках в фильме «Я шагаю по Москве». – Актёры как будто и вовсе не работали. Мы даже не успели осознать всю сложность съёмочного процесса. Всё как будто бы спелось само собой. И то, что я увидел на экране, казалось мне удивительным».

Но очень быстро Михалков понял, что делом всей его жизни всё-таки станет режиссура. Это не каприз и не случайность. Это выбор и призвание. Ещё в театральном училище он ставил куски, занимаясь саморежиссурой, и как-то органично двигался в сторону режиссуры. Поставил на курсе «Двенадцать разгневанных мужчин» и почувствовал вкус к режиссуре уже по-настоящему.

В фильме «Я шагаю по Москве» Никита Михалков сыграл ещё будучи студентом. 1963 г.
В фильме «Я шагаю по Москве» Никита Михалков сыграл ещё будучи студентом. 1963 г.

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

Фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» стал режиссёрским кинодебютом. Здесь Михалков с радостью выплеснул на экран свои впечатления юности. Этот дебют состоялся в 1974 году и стал самым ярким, самым заметным и шумным в те годы. Сюжет картины разворачивается в первые годы советской власти. Банда анархистов и белогвардейцев узнают о готовящейся чекистами отправке в Москву золота и похищают его. Подозрение падает на чекиста Егора Шилова, который должен был сопровождать ценный груз. И Шилов, чтобы доказать свою невиновность, решает сам найти похищенное золото. Эту непритязательную картину Никита Михалков раскрасил таким количеством неожиданных деталей, поворотов, что картина вызвала бурю споров. Но все оппоненты не могли не признать у дебютанта безупречного владения своей профессией. Впоследствии, чтобы объяснить феномен Михалкова, критики не раз возвращались к первой картине Никиты Сергеевича. Именно здесь впервые прозвучала собственная интонация, интерес режиссёра к людям, характерам и умение эти характеры создать. Как результат – прекрасная работа и высокая культура фильма.

Актёры Александр Кайдановский и Юрий Богатырёв на съёмках фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». 1974 г.
Актёры Александр Кайдановский и Юрий Богатырёв на съёмках фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». 1974 г.
Постер к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих». 1974 г.
Постер к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих». 1974 г.

Раба любви (1975)

История появления этой картины достаточно необычна. Её начинал на Мосфильме другой режиссёр. Уже была отснята значительная часть, когда картина оказалась в консервации – режиссёр не нашёл общий язык со студией и ушёл. Михалкову предложили завершить фильм. Но он отказался доделывать его и решил снимать картину заново. Был переписан сценарий, введены новые персонажи, изменены сюжетные коллизии. Картина была снята за оставшиеся от прежней картины деньги и сроки. На риск шёл и оператор Павел Лебешев – плёнку, на которой снималось кино, он подвергал предварительной засветке, отчего её светочувствительность возрастала в несколько раз. Таким образом на самой обычной плёнке он добивался лучших, чем на Кодаке, результатов. Впоследствии его методом пользовались другие операторы, но тогда это делалось нелегально.

Елена Соловей в роли актрисы Ольги Вознесенской. 1975 г.
Елена Соловей в роли актрисы Ольги Вознесенской. 1975 г.
Родион Нахапетов в фильме «Раба любви». 1975 г.
Родион Нахапетов в фильме «Раба любви». 1975 г.
Съёмки фильма «Раба любви» проходили в Москве и Одессе. 1975 г.
Съёмки фильма «Раба любви» проходили в Москве и Одессе. 1975 г.

Пять вечеров (1978)

Работая над фильмом «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»Михалков поразил кинематографический мир – во время образовавшегося 2-месячного перерыва между зимней и летней натурой он снимает фильм «Пять вечеров». Съёмки этой картины были продиктованы производственной необходимостью, так как из-за вынужденного перерыва над картиной «Обломов» съёмочную группу могли распустить. Чтобы сохранить её Михалков решил за время этого перерыва снять какой-нибудь другой фильм. Главным было найти драматургическую основу, которая бы удовлетворяла требованиям, связанными со сроками – мало действующих лиц и компактность места действия. Остановились на пьесе Александра Володина «Пять вечеров», пользовавшейся огромным успехом в конце 50-х, имевшей удачную сценическую судьбы и громкие спектакли в московском «Современнике» и ленинградском Большом драматическом театре. Никита Михалков и Александр Адабашьян написали сценарий, и за 26 дней фильм был снят.

Людмила Гурченко в фильме «Пять вечеров». 1978 г.
Людмила Гурченко в фильме «Пять вечеров». 1978 г.
Станислав Любшин в фильме «Пять вечеров». 1978 г.
Станислав Любшин в фильме «Пять вечеров». 1978 г.

Вокзал для двоих (1982)

Удивил Михалков всех и ролью проводника Андрея в картине Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Эту острохарактерную роль он сыграл виртуозно, сыграл как большой мастер. Играя отрицательного персонажа, актёр делает почти невозможное – преодолевает своё такое мощное, всеподчиняющее обаяние и показывает в герое своеобразный экстракт тупой, хамской силы.

Олег Басилашвили и Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих». 1982 г.
Олег Басилашвили и Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих». 1982 г.
Никита Михалков в роли проводника Андрея в фильме «Вокзал для двоих». 1982 г.
Никита Михалков в роли проводника Андрея в фильме «Вокзал для двоих». 1982 г.

Жестокий романс (1984)

Его знаменитое обаяние было как нельзя кстати в следующей картине Эльдара Александровича Рязанова «Жестокий романс», поставленной по пьесе русского драматурга Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Здесь Михалков выступил в роли Паратова – бенефисной роли русского театра, эффектной, выигрышной и коварной.

Георгий Бурков и Никита Михалков в фильме «Жестокий романс». 1984 г.
Георгий Бурков и Никита Михалков в фильме «Жестокий романс». 1984 г.
На съёмочной площадке фильма «Жестокий романс». 1984 г.
На съёмочной площадке фильма «Жестокий романс». 1984 г.

Родня (1981)

«Родня» – это первый фильм Михалкова о современности. Сценарий был написан Виктором Мережко специально для Нонны Мордюковой – актрисы яркого мощного таланта, самой русской, самой национальной в нашем кино.

«Михалков – первый режиссёр в моей почти 40-летней кинематографической жизни, который обладает даром педагога, – говорила Нонна Викторовна Мордюкова. – Он знает, как учить, как помочь, как подвести актёра к нужному результату. Он ведь и сам прекрасный актёр, по-моему, один из лучших. Он один из тех режиссёров, которые умеют создать атмосферу во время работы. Без него съёмочная площадка пуста. К тому же – труженик. О работает на износ, до седьмого пота».
Нонна Мордюкова и влюблённый в неё герой Андрея Петрова. 1981 г.
Нонна Мордюкова и влюблённый в неё герой Андрея Петрова. 1981 г.
В фильме «Родня» впервые прозвучала песня В. Леонтьева «Дельтаплан». 1981 г.
В фильме «Родня» впервые прозвучала песня В. Леонтьева «Дельтаплан». 1981 г.

Без свидетелей (1983)

Идея этой картины возникла неожиданно. Михаил Ульянов, крупнейшая артистическая индивидуальность советской сцены и экрана, пришёл к Михалкову с предложением поставить в театре имени Вахтангова пьесу Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетелей».

Ирина Купченко в фильме «Без свидетелей». 1983 г.
Ирина Купченко в фильме «Без свидетелей». 1983 г.

Никита Михалков прочитал пьесу и у него возникла идея поставить одновременно спектакль и фильм по ней с одними и теми же исполнителями, но с совершенно иной художественной концепцией. Премьера спектакля и фильма должна была состояться одновременно. Но этот творческий эксперимент не был осуществлён. Спектакль, к сожалению, не состоялся, хотя работа над ним была уже практически завершена. Но Михалков снял фильм с теми же актёрами – Михаилом Ульяновым и Ириной Купченко. Он и она – бывшие супруги. Место действия – двухкомнатная квартира. Хотя в картине изначально ясно, кто есть кто, где добро, где зло, это не снимает внутреннего напряжения в психологическом столкновении двух разных характеров, их жизненных позиций.

Михаил Ульянов в фильме «Без свидетелей». 1983 г.
Михаил Ульянов в фильме «Без свидетелей». 1983 г.
«Для меня каждый фильм как первый, – говорит Никита Сергеевич Михалков. – Режиссура – профессия волчья, но единственная возможная для меня. Собственно, это больше чем профессия, это – моя жизнь…».

Фото: Анатолий Пашвыкин, Вячеслав Манешин, открытые источники