Драгоценности из авоськи
В преддверии 40-летнего юбилея Российского фонда культуры мы начинаем новую рубрику «У бескорыстия есть имена…», в которой будем рассказывать о людях, безвозмездно подаривших стране удивительные произведения искусства. Сегодня количество этих даров – более 100 тысяч.
Сотрудники Фонда до сих пор в мельчайших подробностях помнят ту необыкновенную историю, которая произошла в мае 1989 года. В тогда ещё Советский фонд культуры пришла пожилая женщина. Она представилась Ольгой Николаевной Соколиковой, пенсионеркой из Москвы.
В руке Ольга Николаевна держала магазинную авоську – внутри находились небольшие предметы, бережно завёрнутые в газетную бумагу. Развернув свёртки, работники Фонда не поверили своим глазам. Это были уникальные ювелирные изделия конца XIX – начала ХХ столетий: пасхальное яйцо из Мастерской Фёдора Рюкерта, золотая брошь, подвеска и ещё одна брошь, украшенная гранатами. Содержимое авоськи долгое время бережно хранилось в её семье, но, по словам дарительницы, пришло время передать эти редчайшие вещи в музей, где каждый смог бы увидеть их.
Яйцо пасхальное серебряное позолоченное с многоцветной эмалью по сканному орнаменту и уральскими самоцветами. Яйцо было изготовлено в Мастерской Фёдора Рюкерта, известного русского ювелира прусского происхождения. Фирма Рюкерта специализировалась на производстве серебряных изделий с эмалью и была одной из лучших в России. В музейных собраниях таких предметов до сих пор хранится не так много. Наиболее интересные работы находятся за рубежом.
Золотая брошь в форме вытянутого со скругленными углами прямоугольника из узкой полосы мелких алмазных роз. Брошь изготовлена фирмой «К.Э. Болин», одной из самых известных в России. Карл Эдуард Болин и его мастера специализировались на элитных украшениях с крупными, высокого качества камнями. Они выполняли серьёзные государственные заказы императорской семьи, как и Фаберже. Но в 1918 году семья эмигрировала из страны и поселилась в Швеции. Ювелирный дом Bolin существует на Западе и сегодня. А в Санкт-Петербурге надпись Bolin до сих пор можно увидеть на одном из домов. Именно здесь располагалась мастерская гениального ювелира.
Подвеска из металла с гранёными белыми и синими стёклами в стиле модерн. «Начало ХХ века, возможно, работа красносельских мастеров. Брошь очень интересна для изучения и характеристики крупнейшего ювелирного промысла, развитие которого находилось в тесной связи с золотым и серебряным делом Москвы и Петербурга, о чём наглядно свидетельствует данная подвеска», – так говорили специалисты, исследовавшие эту уникальную вещь.
Брошь из металла в форме квадрата, сплошь украшенного 3-х и 4-х лепестковыми розетками из гранатов оригинальной огранки. Прага, начало ХХ века. Оригинальная брошь показывает большие возможности использования гранатов в ювелирных украшениях, что представляет большой интерес для современных ювелиров.
В благодарственном письме Ольге Николаевне за переданный дар председатель Советского фонда культуры, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал:
«Примите нашу искреннюю признательность и глубокую благодарность за переданные в дар предметы ювелирного искусства конца XIX – начала XX веков, имеющие музейное значение. Вы относитесь к числу тех, кто одним из первых понял и поддержал благородные цели Советского фонда культуры. Ваш дар, как предметы искусства, мы передадим в музеи города Москвы».
Драгоценные вещи, полученные от Ольги Николаевны Соколиковой, Российский фонд культуры передал в Государственный Исторический музей. Именно там они находятся по сегодняшний день и являются прекрасным дополнением коллекции. До получения дара в музее хранилась только одна вещь, изготовленная в мастерской Фёдора Рюкерта – серебряный ковшик с живописными оживками. Сегодня все эти предметы дают возможность специалистам и посетителям представить более полную историю русского ювелирного искусства в России и в мире.
В следующих публикациях мы продолжим путешествие по Книге даров Российского фонда культуры...
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: открытые источники, Российский фонд культуры