«Две женщины» Хуго Шайбера
Эта картина привлекает внимание всех посетителей Шпалерного зала особняка Замятиных-Третьяковых. Люди останавливаются, смотрят, затаив дыхание, и всегда спрашивают, кто автор.
Картину «Две женщины» подарил Советскому фонду культуры в 1987 году американский финансист. Её написал венгерский художник Хуго Шайбер, жизнь которого напоминала русские горки – богатство и нищета, мировая слава и полное забвение. И только спустя годы имя Хуго Шайбера заняло своё достойное место среди величайших авангардистов XX века.
Родился Хуго Шайбер в Будапеште в 1873 году. Был самым старшим из 10 детей. Юные годы мальчика прошли в Вене, где его отец работал художником и декоратором в парке развлечений. Семья жила довольно бедно, поэтому уже в возрасте 8 лет Хуго стал помогать отцу.
В дальнейшем, как бы жизнь ни била, Шайбер уже никогда не расставался с бумагой и карандашом. Так было даже в армии – короткие минуты отдыха Хуго всегда использовал для рисования. После внезапной смерти отца Хуго Шайберу пришлось вернуться в родительский дом. Днём он работал, а вечером посещал художественную школу и продолжал писать. Больших денег и славы это не приносило.
К тому же молодого художника с его новыми взглядами на искусство не принимал консервативный истеблишмент Венгрии. Чтобы прокормить свою большую семью, Шайбер был вынужден ездить по стране. Он ходил от дома к дому, стучал в двери в надежде продать свои работы.
В это непростое время на помощь приходит более успешный коллега — венгерский художник Бела Кадар. Он не только оказывает Шайберу финансовую помощь, но и организовывает совместные выставки. После одной из таких две картины Хуго Шайбера приобретает Будапештский художественный музей. Дружба двух художников-авангардистов длилась всю жизнь. Они писали одних и тех же моделей, работали в схожих техниках. Что однажды даже стало предметом спора. Через 20 лет, после смерти обоих мастеров, дочь Белы Кадара написала первому владельцу «Двух женщин», что картина принадлежит кисти её отца. Тщательно изучив полотно, эксперты и искусствоведы Российского фонда культуры сделали заключение – автором работы однозначно является Хуго Шайбер, о чём явственно свидетельствует надпись внизу холста.
Карьера Хуго Шайбера резко пошла в гору после встречи с Гервартом Вальденом (наст. имя Георг Левин) в 1921 году. Успешный немецкий меценат и издатель искал по всей Восточной Европе молодых талантливых художников и брал под своё крыло. Он устраивал им выставки и печатал в собственном журнале Der Sturm. Заинтересованный работами Хуго Шайбера, Вальден написал:
(Меценат и издатель Герварт Вальден) «Венгрия, страна художественного мусора, стала богата талантами: Пери, Моголи-Наги, Бела Кадар, Александр Бортник, Аурель Бернат, но Хуго Шайбер – лучший из пятидесяти. Он – фанатик искусства».
С этого момента работы Шайбера стали появляться на многих важных выставках 20-30-х годов. Они были показаны в Будапеште, Лондоне, Риме, Нью-Йорке и Ла-Пасе (Латинская Америка). Излюбленными техниками художника оставались масло и гуашь. Шайбер писал сцены богемной жизни музыкантов, актёров и посетителей различных кафе и кабаре, своеобразно документируя происходящее вокруг. Важное место в творчестве художника занимали автопортреты. Шайбер обладал колоссальной работоспособностью — сегодня известно о более полутора тысячах его работ.
Шпалерный зал. Российский фонд культуры
«Две женщины» в Шпалерном зале
Но несмотря на успех, Хуго Шайбер всегда страдал от нехватки средств. Казалось, что финансовые неудачи преследовали его. Однажды художник потерял все свои сбережения при инфляции, другой раз был обманут брокером-спекулянтом. А когда к власти пришли нацисты, ситуация усугубилась в разы. Шайбер оказался отрезанным от друзей и спонсоров. Не мог помочь и Герварт Вальден. С началом войны он эмигрировал в СССР. Жил и работал в Москве. Но в 1941 году был обвинён в шпионаже в пользу Германии. По рассказам дочери, умер в тюремной больнице от истощения недалеко от Саратова.
В годы войны художник страдал от постоянного недоедания и совсем прекратил писать. Его унижение достигло апогея, когда он стал работать зазывалой в ресторане. После войны Хуго Шайбер попытался адаптироваться к новой реальности в искусстве. Он направил заявку на членство в образовавшемся Обществе художников, но она была отклонена с пометкой «нестоящий». Разбитый физически и духовно, так и не признанный своими соотечественниками, Хуго Шайбер умер в Будапеште в 1950 году.
Работа великого мастера «Две женщины» не раз становилась участницей многих выставок Фонда. Были выпущены открытки и марки. И сегодня картина является настоящей жемчужиной коллекции Российского фонда культуры.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: Российский фонд культуры, открытые источники