Художник Берлинской оперы


Художник Берлинской оперы

27 марта во всём мире отмечается Международный день театра. И наш сегодняшний герой имеет непосредственное отношение к этому прекрасному виду искусства.

В архиве Российского фонда культуры хранятся эскизы к костюмам и декорациям русского театрального художника, сценографа Владимира Саввича Новикова (1889 — 1964). Его работы видели в Германии, Чехословакии, Болгарии, Швейцарии, США. И везде они были встречены восторженными отзывами, но жизнь самого художника оказалась не такой радостной.

Владимир Саввич Новиков родился в 1889 году в Тирасполе в семье казачьего офицера. Учился в Одесском кадетском корпусе. После окончания поступил в Александровское военное училище в Москве. В 1912 году был произведён в офицеры и выпущен в 52 Виленский пехотный полк. С этим полком Новиков ушёл на фронт, где получил тяжелейшее ранение в лицо. После чего никогда не разрешал делать снимки себя, поэтому сегодня практически невозможно найти его фотографии.

За проявленное в боях мужество Владимир Саввич был награждён Георгиевским оружием, которым гордился всю жизнь.

Несмотря на блестящую военную карьеру, Новиков прославился как создатель театральных декораций и костюмов. Он поражал своим умением рисовать ещё в корпусе и за год до начала Первой мировой был направлен командованием на полугодовую стажировку в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его мастерство заметил сам Коровин. Константин Алексеевич много общался с талантливым кадетом и предрекал ему большое будущее, но вмешалась война.

В 1920-е годы Владимир Саввич, как и тысячи русских беженцев, попал в Константинополь, оттуда в Болгарию. В Софии Новиков работал в Русской оперетте вместе с известным болгарским мастером Степаном Данилевским. Вскоре перебрался в Прагу.

Кадеты Одесского корпуса

Но местом подлинного расцвета таланта художника стал Берлин. Почти шесть лет он работал на киностудии UFA, а затем стал художником Берлинской оперы, где оформил более двадцати спектаклей классического репертуара. Невзирая на наступление фашистов, русская классика пользовалась большим вниманием крупнейшего оперного театра страны. Владимир Саввич стал главным художником таких постановок, как «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Демон» А.П. Рубинштейна, «Золотой Петушок», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина.

Как историк и художник-оформитель Новиков был более чем одарён. Даже в эмиграции на склоне лет ему была чужда мрачность. Его картины отличались «прозрачностью» и удивительно точным сочетанием цвета и музыки. И всё его творчество оставалось светлым, лиричным, по-настоящему русским. Казалось, он умел передать размах исторических событий на Руси. В его декорациях оперные спектакли обретали внутренний простор, мощное величие. Недаром многие русские эмигранты, жившие в Германии, считали Берлинскую оперу одним из заповедников русской культуры.

В 1935 году Новиков вернулся в Прагу и стал работать в Пражской опере. Но неспокойное военное время заставило его переехать в Швейцарию, а потом — в США. Там он продолжил работать в различных театрах и снова вернулся к любимым сюжетам. Одним из спектаклей, оформленных им, стала опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Эскиз декораций к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Начало 1960-х гг. (из коллекции Российского фонда культуры)

Эскиз декораций к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Начало 1960-х гг. (из коллекции Российского фонда культуры)

Будучи талантливым человеком Владимир Саввич писал стихи, которые высоко ценила великая княжна Вера Константиновна, дочь любимого начальника и покровителя кадетских корпусов великого князя Константина Константиновича. В Нью-Йорке в 1960-х годах Новиков много времени уделял составлению «Бюллетеня Одесского кадетского корпуса». Ныне этот документ хранится в собрании Российского фонда культуры. Каждый номер заканчивался следующими строками: «Всю корреспонденцию направлять по адресу: Mr. Vladimir Novikov, 556 West 140 St Apt. 21 New York 31». Но всё-таки главным делом эмигрантской жизни художника-офицера стала книга «Русский Государственный Орёл. Мистерия 445-летней исторической эволюции». Это живой и подробный очерк обо всех преобразованиях русского государственного орла – с самого его появления до революции 1917 года. Книга и сегодня представляет собой большую ценность.

Главным делом эмигрантской жизни В.С. Новикова стала книга «Русский Государственный Орёл. Мистерия 445-летней исторической эволюции» (из коллекции Российского фонда культуры)

К сожалению, закончить начатое Владимир Саввич так и не успел. Уже после смерти автора рукопись была привезена в Париж. И на Съезде инвалидов, где обсуждался вопрос издания книги во Франции, кто-то сказал:

(Из обсуждения на Съезде инвалидов в Париже) «Мы уйдём из этой жизни, а памятник вечной России останется, и будет он говорить потомкам, что и на чужбине в изгнании мы не забыли своей Родины».

Эти слова можно отнести и к нашему сегодняшнему герою, который был предан России до самой своей смерти. Последние годы жизни Владимир Саввич Новиков провёл в одиночестве. Его не стало 1 августа 1964 года в старческом доме Толстовского фонда в местечке Найах штата Нью-Йорк.

Шпалерный зал в Российском фонде культуры 

Декорация к 1 акту оперы Даниэля Обера «Немая из Портичи». 1926 г. (из коллекции Российского фонда культуры)

Эскизы декораций и костюмов художника сберегли в русско-американском обществе «Родина». И это было едва ли не единственное место на свете, где сохранились проекты Владимира Саввича. Ныне они находятся в коллекции Российского фонда культуры.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры