О выставке «И была жизнь. Иван Селиванов»


О выставке «И была жизнь. Иван Селиванов»

Выставка «И была жизнь. Иван Селиванов» во Всероссийском музее декоративного искусства продолжает серию проектов, посвящённых наивным художникам.

Эта тема, начиная с 1960 годов, приобрела в Россию особую популярность. О наивных художниках писали журналисты, снимали телевизионные передачи, а в 1983 году вышел художественный фильм «Серафим Полубес и другие жители земли» (реж. В. Прохоров). Одним из прототипов главного героя стал Иван Селиванов. Главный герой, Серафим Полубес, собирательный образ наивного художника, предстаёт философом из деревни, воплощением многовековой мудрости народа, её транслятором, способным вразумить современного человека.

Иван Селиванов для современников стал олицетворением идеализированных представлений о патриархальной деревне. Человеку не от мира сего, отличающемуся от общей нормы, дозволено больше, возможно, именно эта внутренняя свобода и привлекала исследователей в наивном художнике. Предположение А. С. Мигунова и Н. А. Хренова о том, что в фигуре наивного художника раскрывается юродивость, применимо и в данном случае. Это было время второй волны развития фольклоризма.

Иван Селиванов. Автопортрет-2. 1976. Холст, масло. 82×61. ВМДПНИ КП-38234. ИНЖ-26. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства

Иван Селиванов. Автопортрет-2. 1976. Холст, масло. 82×61. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства

Начались экспедиции в поисках песенного и устного творчества, предметов деревенского быта, была образована Комиссия по народному искусству в Союзе художников, её сотрудники искали потомственных мастеров и работали с ними над восстановлением забытых промыслов. Г.С. Островский в 1978 году ввел в оборот термин «изофольклор», куда отнес и наивное искусство. Именно фольклором и называли современники творчество Селиванова. Иван Селиванов считал себя частью безличного большинства, являющего собой основу русской культуры. Угадывали в нём пресловутый «культурный код» и современники: «Это грусть русского человека о чем-то порою непонятном, но сокровенном. В песнях этот феномен называют “славянским минором”. Он заключается в формуле: “чтобы очиститься, надо помучиться”». В условиях потребности культуры в каком-либо феномене этот феномен должен был стать ярким, иначе он бы остался незамеченным. В обществе появился запрос на такой типаж, как деревенский чудак, где-то смешной, а где-то мудрый, в словах и действиях которого можно найти утерянный опыт предыдущих поколений. Наивный художник представал зеркалом «души» народа, казалось, что через его произведения можно воочию увидеть коллективное бессознательное, что, разгадав эти произведения, можно будет понять важные истины и определить вечные ценности. В наивном художнике виделась фигура архаичного творца, синкретичного в своей деятельности. Подобно первобытному художнику, не разделявшему ритуал, миф и творчество, не отделял и наивный художник свою биографию от веры и творчества. Несомненно, именно эта целостность и привлекала в наивном искусстве. Ю.Г. Аксёнов сравнивал творчество Селиванова с выдающимися произведениями синкретического искусства древних веков: «Вот как на новом витке исторической спирали, снова объявилась эта форма, вылепленная без светотени, “без анатомии”, но живей живого. В этом одна из загадок раннего и стремительного взлёта вдруг проснувшегося таланта художника».

Творчество Селиванова можно разделить на ранний и поздний периоды. В начальном этапе выделяются ученические работы, ценные комментариями художника и педагогов, по которым мы можем понять, какими невероятными усилиями ему давалось овладение формой и цветом. Но уже ранние работы привлекли внимание столичной публики.

Для раннего периода творчества Селиванова характерна распластанная, аморфная форма, которая всегда дана объемно, с оттушёвкой, фигуры кажутся полыми внутри. В «Портрете девочки» (ВМДПНИ КП-38244) еще нет понимания анатомии, жесткий и упругий силуэт головы статичен, можно говорить о сферической лепке, улыбка напоминает архаическую мимику древнегреческих скульптур. В оттенках лица присутствует некоторый лаконизм, противоречиво граничащий с изысканностью и вызывающий в памяти краски суровой северной природы. Художник выражает пространство через цветовые и пластические характеристики формы, интуитивно использует обратную перспективу (голова как будто увеличивается к затылку), несмело обводит зыбкий контур. Свет не имеет направления, создается ощущение, что он находится внутри изображаемого объекта, светотень используется для лепки формы. Ранние работы особые по цвету, это, по сути, графика, подцвеченная акварелью или цветным карандашом, цветовые переходы мягкие, доминирует прием сфумато. Живописные произведения, такие как «Собака» (ММСИ КП-5245), декоративны. Живопись и графика мало отличаются друг от друга, они пребывают в состоянии синкретичности: в живописи доминирует линия, в рисунках цветным карандашом убедительно и крепко выявляется объём.

Иван Селиванов. Лошадь с санями. 1957. Бумага, акварель. 36,2×23,9. ММСИ КП-5234. НИ-111. ГК-9924704. Из собрания Московского музея современного искусства Иван Селиванов. Бумага, масло. 38×30. ММСИ. КП-5245. НИ-122. ГК-9924650. Из собрания Московского музея современного искусства Иван Селиванов. Корова. 1950-е. Бумага, акварель. 43×28 ММСИ КП-5235. НИ-112. ГК-9924636. Из собрания Московского музея современного искусства
  • Иван Селиванов. Лошадь с санями. 1957. Бумага, акварель. 36,2×23,9. Из собрания Московского музея современного искусства 
  • Иван Селиванов. Бумага, масло. 38×30. Из собрания Московского музея современного искусства 
  • Иван Селиванов. Корова. 1950-е. Бумага, акварель. 43×28. Из собрания Московского музея современного искусства
Иван Селиванов. Обоз. 1950-е. Бумага, карандаш, акварель. 50,5×50,5. ММСИ КП-5247. НИ-124. ГК-9924655. Из собрания Московского музея современного искусства

Иван Селиванов. Обоз. 1950-е. Бумага, карандаш, акварель. 50,5×50,5. Из собрания Московского музея современного искусства

Иван Селиванов. Соседка кормит кур. 1950-е. Бумага, акварель. 36,5×27. ВМДПНИ КП-38244. ИНГ-77. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства Иван Селиванов. Жена. 1953. Бумага, акварель, карандаш. 43×31. ВМДПНИ КП-38253. ИНГ-36. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства
  • Иван Селиванов. Соседка кормит кур. 1950-е. Бумага, акварель. 36,5×27. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства 
  • Иван Селиванов. Жена. 1953. Бумага, акварель, карандаш. 43×31. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства
  • Иван Селиванов. Банка. 1950–1960-е. Бумага, акварель. 30×21. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства 
  • Иван Селиванов. Портрет девочки. 1950-е. Бумага, акварель, карандаш. 42×32. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства
Иван Селиванов. Пейзаж (Коровы). Б.г. (предположительно 1950-е). Бумага, акварель. 35×42

Иван Селиванов. Пейзаж (Коровы). Б.г. (предположительно 1950-е). Бумага, акварель. 35×42

 

Иван Селиванов. Лев. 1957. Бумага, карандаш, акварель, белила. 37×32. ММСИ КП-5232. НИ-109. ГК-9924673. Из собрания Московского музея современного искусства Иван Селиванов. Стол со стаканом. 1940–1950-е. Бумага, акварель. 22×22. ВМДПНИ КП-38247. ИНГ-72. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства

Источник: Журнал Sammlung/Коллекция