Вспоминая Российский императорский флот


Вспоминая Российский императорский флот

В последнее воскресенье июля в современной России празднуют День военно-морского флота. В 2022 году эта дата выпадает на 31 июля. 

В этот день на боевых судах поднимают Андреевский флаг – символ Военно-морского флота России. Лучшие корабли покидают порт и проплывают вдоль центральных набережных городов, на которых обычно собираются зрители. А на боевых кораблях для всех желающих проходят дни открытых дверей. 

Созданный ещё Петром I, Российский императорский флот был гордостью страны – корабли не только стояли на страже морских рубежей, но и были элитной частью русского культурного общества, из которого вышло много учёных, художников, литераторов. Российский императорский флот закончил своё существование 2 марта 1917 года, более 200 лет верой и правдой прослужив стране и народу. И было в том исчезнувшем императорском флоте что-то привлекательное, что бывшие нижние чины, переодевшиеся в кожаные куртки и принявшие новую власть, ещё долго с гордостью продолжали носить матросские фуражки с «именами» своих кораблей.

Сегодня мы представляем вашему вниманию фрагмент выставки Российского фонда культуры «Вспоминая Российский императорский флот» — коллекцию открыток с изображением военных кораблей русского флота. 

Этот бесценный дар был передан Обществом офицеров Российского Императорского флота в Америке историко-просветительному и благотворительному обществу «Родина» с завещанием – хранить до возвращения в национальную Россию. В 90-е года XX века морская коллекция вернулась домой. 

Крейсер 1-го ранга «АВРОРА». Участвовал в Первой мировой войне. Был одним из символов Октябрьской революции 1917 года. Во время Великой Отечественной войны не раз подвергался обстрелам со стороны гитлеровской авиации. В 1945 году сыграл роль прославленного крейсера «Варяг» в одноимённом фильме, выпущенным на киностудии им. М. Горького. С 1948 года находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге. 

На обороте открытки – письмо отца сыну Коле (Цв.рис. С. Всеволожский, 1904)

 

Бронепалубный крейсер «АСКОЛЬД». Назван в честь киевского князя Аскольда. Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Гордость эскадры. Дважды на нём побывал Император Николай II. Служил верой и правдой Российско-императорскому флоту почти 20 лет. В 1921 году был продан в Германию, где разобран на металл. 

Надпись на лицевой части открытки гласит: «В бою 28 июля 1904 года повреждён. (Находится в Шанхае)». 

 

Броненосный крейсер 1-го ранга «БАЯНЪ». Лучший крейсер Порт-Артурской эскадры. Спущен на воду 20 мая 1900 года, а 26 ноября 1904 года потоплен в гавани Порт-Артура. Почти четверть века входил в состав японского флота, но 8 августа 1932 года был расстрелян тяжёлым крейсером в качестве мишени. 

Подпись на лицевой стороне открытки гласит: «Погиб в Порт-Артуре». 

 

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «ВАРЯГ». В самом начале Русско-японской войны в январе 1904 года принял неравный бой при Чемульпо против превосходящих сил Императорского флота Японии. Поле боя был затоплен своим же экипажем. Вдохновлённый подвигом русских моряков, австрийский поэт Рудольф Грейнц написал поэму «Der Warjag». В России стихотворение было практически дословно переведено на русский язык поэтессой Евгенией Студенской. Текст стихотворения был положен на музыку русским военным музыкантом Алексеем Турищевым. В 1905 году композиция впервые прозвучала в качестве патриотического марша на торжественном приёме у Императора Николая II, данном в честь героических экипажей «Варяга» и канонерской лодки «Корейца», вернувшихся на родину. Песня «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» популярна и сегодня.

На открытке — бой «Варяга» и «Корейца» с японским флотом при Чемульпо

 

Минный заградитель «ВОЛГА». Минный транспорт русского императорского и советского флотов. В мирное время должен был нести маячную и лоцманскую службу на Балтийском море.

На обороте открытки — записка следующего содержания: «Многоуважаемый Павел Викторович! Буду очень рад, если Вы придёте завтра 30-VII к нам позавтракать к 12h дня. Пришлю за Вами шлюпку. Уважающий Вас, А. Векман».

Это приглашение на завтрак от старшего офицера минного заградителя «Волга» старшего лейтенанта А.К. Векмана командиру эскадренного миноносца «Лёгкий» капитану 2 ранга П.В. Вилькену. Открытка датирована 29-VII-1915.

 

Полуброненосный фрегат «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ». Российский океанский броненосный крейсер. Головной в серии из двух кораблей (второй — «Владимир Мономах»). Получил серьёзные повреждения в Цусимском бою в 1905 году, не доплыв до Владивостока всего 300 миль. С рассветом 16 мая старший офицер корабля К.П. Блохин отвёл крейсер от берега и открыл кингстоны. В 9:15 «Дмитрий Донской» затонул, не спустив флага. 

Надпись на открытке гласит «Погиб в бою 14 мая 1905 г.»

 

Минный транспорт «ЕНИСЕЙ». Около полудня 29 января 1904 года рядом с «Енисеем» была замечена всплывшая мина. Командир корабля капитан 2-го ранга В.А. Степанов, несмотря на опасность манёвра, приказал дать задний ход, чтобы приблизиться к мине и расстрелять её из корабельного орудия. Это закончилось тем, что «Енисей» подорвался на одной из собственных мин и затонул.

Надпись на лицевой части открытки гласит: «Утонул от взрыва 29 января 1904 г. Погибли командир-капитан 2 ранга Степанов, механик Яновский, мичманы Хрущёв и Дриженко. Нижних чинов 92».

 

Эскадренный броненосец «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДРЪ III». Единственное судно, на котором в Цусимском сражении не выжил никто. 15 сентября 1905 года его исключили из списков российского флота. Память броненосца «Император Александр III» увековечили — 15 мая 1908 года рядом с Николо-Богоявленским Морским собором Санкт-Петербурга был открыт обелиск. Со временем его начали считать памятником всем погибшим в Цусимском сражении. Ещё до рокового дня командир броненосца капитан 1-го ранга Николай Михайлович Бухвостов произнёс пророческие слова: «Мы все умрём, но не сдадимся». 

Надпись на лицевой части открытки гласит: «Погиб в бою 14 мая 1905 г. при острове Цусима».

 

Эскадренный броненосец «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I». Многие называют «Император Николай I» самым противоречивым кораблём в истории российского флота. Начиная от проекта и заканчивая службой он олицетворял гениальные решения с непростительными недоработками, героические походы с беспрецедентным позором сдачи целой эскадры. В Цусимском сражении, будучи флагманским кораблём, сдался в плен японцам. Броненосец был исключён из состава Российского Императорского флота. А в октябре 1915 года потоплен как мишень японскими линкорами на мелководье во время учений и разобран на металл. 

Цв.рис. С. Всеволожский, 1905 

 

 

Линейный корабль «ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ». Самый боевой дредноут русского флота. Активно использовался во время Первой мировой войны. 18 июня 1918 года был затоплена, чтобы не попасть в руки к врагу. Там, на дне Чёрного моря «Императрица Екатерина Великая» покоится и по сей день. 

Надпись на фотографии-открытке гласит: «Линкор I бригады линейных кораблей Черноморского флота под флагом начальника бригады контр-адмирала Погуляева в боевом походе к турецким берегам в сентябре 1916 г. Снято охотником флота Чихачовым с эск. миноносца «Гневный». Капитан С. Шрамченко».

Спасибо за внимание!

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой.