К 140-летию художника-архитектора Л.Р. Сологуба
«У бескорыстия есть имена...». О чём рассказывают фотографии из коллекции даров Российского фонда культуры.
На юго-западной окраине Бородинского поля возвышается строгий гранитный обелиск с орудийными стволами и горками ядер по бокам. Долгие годы имя автора памятника оставалось неизвестным. Пока в 1986 году не пришёл конверт из Парижа. В письме, написанном немного старомодным, но прекрасным русским языком, мадам Ирина Сологуб утверждала, что памятник, установленный на Шевардинском редуте, проектировал в 1911 году её отец, архитектор-художник Леонид Романович Сологуб, и что она располагает доказательством этого.
Леонид Романович Сологуб родился в Ейске 15 апреля 1884 года.
Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества, потом учился в Императорской академии художеств в классе профессора архитектуры Леонтия Николаевича Бенуа. Карьера провинциального юноши складывалась как нельзя удачно. Первую премию Сологуб получил за проект купеческого банка в Харькове. А за идею здания Государственной Думы был премирован поездкой за границу. Художник даже обошёл своего учителя, выиграв конкурс проектов реконструкции Михайловского дворца.
Художник-архитектор Леонид Романович Сологуб
С началом Первой мировой войны, пожертвовав всё своё имущество на нужды армии, ушёл добровольцем на фронт. Служил в лейб-гвардии артиллерийском дивизионе, стал подпоручиком, был награждён Георгием 4-й степени. Много рисовал войну: товарищей живых, раненых, убитых, братские могилы, артиллерийские позиции, пленных, разрушенные посёлки, солдатский быт. Журнал «Нива» за 1916, который сегодня хранится в собрании Российского фонда культуры, посвятил двенадцать полос работам художника.
Но всё-таки первый по-настоящему крупный успех был связан с событиями 1812 года, когда архитектор к 100-летнему юбилею Бородинской битвы создал обелиск в память артиллеристов 12-й батарейной роты капитана Можарова на Шевардинском редуте. От гонорара Леонид Романович отказался. И тогда потомки сражавшихся офицеров подарили ему золотой медальон с изображением монумента. Сологуб гордился им всю жизнь и носил как орден до самой старости.
На этой фотографии дочь художника с тем самым драгоценным медальоном в руках. Для нас эта женщина олицетворяет бескорыстие дара. Люди сумевшие на чужих берегах сохранить реликвии и передать их на Родину.
Ирина Леонидовна Сологуб с медальоном в руках и на Бородинском поле (Из коллекции Российского фонда культуры)
Впервые Ирина Леонидовна Сологуб приехала в Советский Союз в 1987 году по туристической путёвке. Как потом она рассказывала сотрудникам Фонда, взяла такси и поехала на Бородинское поле. Там долго осматривала местность, поднялась на Шевардинский редут, постояла в тишине у памятника, на котором не было никакой таблички, касаемой автора. После этого Ирина Леонидовна Сологуб зашла в дирекцию и представилась.
В день 175-летия шевардинского боя, Ирину Леонидовну на редуте встречала уже не тишина поля, а марш военного оркестра. По воспоминаниям очевидцев, день был ветреным, по небу бродили тучи, но когда эта худенькая женщина вышла к микрофону, держа на вытянутых руках медальон, выглянуло солнце. И драгоценные камни засверкали на монограмме «Л. С.». Так сверкает человеческая память!
(Из торжественной речи И.Л. Сологуб) «Во имя моего отца художника, архитектора, пенсионера Академии художеств Леонида Романовича Сологуба, вручаю русскому народу, во всевидение и всезнание его, драгоценную память о доблести, непобедимой храбрости и славе русского солдата. Память в виде медальона, подаренного моему отцу офицерами лейб-гвардии артиллерийской бригады в 1912 году за безвозмездное строительство памятника на Шевардинском редуте, увековечившего героизм 12-й батарейной роты. Вручаю этот медальон в Государственный исторический музей-заповедник на Бородинском поле, на место его исхождения, чтобы эта память вплелась в эпопею русской истории».
Реликвию поместили в одном из залов экспозиции «Бородинское сражение в Отечественной войне 1812 года». Также Ирина Леонидовна передала около 350 работ своего отца в фонды ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Памятник 12-й батарейной роте
Что касается самого художника Леонида Романовича Сологуба, то почти всю свою эмигрантскую жизнь он прожил в маленьком тихом городке Гааге в Нидерландах. Много работал, часто выставлялся.
Единственное сооружение в России, построенное по проекту Сологуба, – памятник на Бородинском поле, а единственное за рубежом это – небольшой приход Св. Марии Магдалины в Гааге, который функционирует и сегодня. Там же в Гааге в 1924 году Леонид Романович провёл большую выставку русских художников, на которой представил и 68 своих работ на тему жизни Христа.
Несмотря на признание за границей, художник всю жизнь оставался русским. После Второй мировой войны ему предложили принять голландское подданство. Он отказался. Возмущённой дочери (ей так хотелось, чтобы отец в правах был свободным, уверенным гражданином, а не лицом «без гражданства») тихо возразил:
(Художник Л.Р. Сологуб) «Доченька, ну какой же я голландец?…»
Так и прожил он с нансеновским паспортом, оставаясь формально российским гражданином (Прим.: нансеновский паспорт – международный документ, который впервые начал выдаваться Лигой наций для беженцев без гражданства. Выдавался в период с 1922 по 1938 год).
В одном из писем, отправленных на склоне жизни своему сослуживцу, писателю Александру Николаевичу Степанову, Леонид Романович писал:
(Художник Л.Р. Сологуб) «Но будь уверен, дорогой, что я тот же артист-художник, каким был при тебе в 13,14,15 годах… Вот разве только старость изменила лицо, а душа осталась русская, широкая, свободная, черноземная…».
На нижней части памятника 12-й батарейной роте теперь прикреплена табличка с указанием фамилии архитектора. Чтобы прочитать текст, надо наклониться. Этот поклон и художнику Леониду Романовичу Сологубу, и героям-артиллеристам, защищавших Шевардинский редут.
Рисунки Первой мировой войны. Худ. Л.Р. Сологуб
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры, открытые источники