Как здания фабрик превращаются в культурные пространства
Открытый лекторий «Культура 2.0» провел паблик-ток «Индустриальное прошлое и культура настоящего». Заброшенные заводы для России — привычная история. Часто бывает, что возобновить производство невозможно, оно опасно для людей или неактуально. Такие заводы превращают в арт-пространства, центры культурного просвещения. Эксперты — участники паблик-тока привели примеры таких превращений.
Культурно-выставочный проект «Сысертский завод-музей»
Фото: Вероника Деришева
Главный машиностроительный, металлургический и электротехнический завод в Сысерти, когда-то градообразующее предприятие, стоял без дела с 2004 года. В 2020 году территория завода ожила. Краевед и экскурсовод Александр Савичев написал в соцсетях: «Мне нужно 336 тысяч рублей на строительство музея на территории завода». Деньги были собраны по всей стране за два месяца, и уже в сентябре открылась первая экспозиция.
Стены завода сильно не меняли — даже масляное пятно от станков убирать не стали. «Какое право мы имеем «вылизывать» заводы до состояния XIX века, если их советские рабочие еще живы?» — говорит Савичев.
Вокруг завода стало формироваться сообщество местных волонтеров, появилось «место совести» — люди начали приносить в музей вещи-подлинники, которые когда-то каким-то образом попали к ним домой 50 или даже 100 лет назад.
Фото: Вероника Деришева
Но многие люди старшего поколения отказываются приходить в арт-кластер. Для них завод — место боли: в 2004 году всех молниеносно сократили, практически целый город остался без работы…
Восстанавливать здесь производство нельзя, завод слишком близко к реке Сысерти, источнику питьевой воды, подчеркивает Александр Савичев.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Скрин конференции «Культура 2.0». Фото: Илья Варламов
Как металлургический завод 1720 года превратился в 2009 году в экоиндустриальный технопарк? При реконструкции завода руководствовались двумя правилами: не поддаваться на «лофтовую» моду и не засорять пространство лишними сооружениями.
Заместитель директора по развитию проекта «Эко-индустриальный технопарк» Маргарита Кузовкова считает, что даже после трансформации фабрик должна чувствоваться их мощь. Конструкции завода стоят и по сей день, окруженные зеленью.
Фото: «ВКонтакте», Музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
«Здесь коллаборация природы, индустрии и человека», — говорит Кузовкова.
Главной идеологией культурного пространства является сохранение материальных и нематериальных объектов инженерной мысли всех времен, включая потенциал современных технологий. Все это ради того, чтобы передать потомкам инженерную культуры прошлых столетий.
В экоиндустриальном технопарке привыкли пользоваться формулой:
реновация (здания, сооружения, оборудование),
ревитализация (ландшафт, почва, реки, водоемы),
ревалоризация (человек и производственные отношения).
Отдельная часть парка посвящена детям — детский технопарк «Земля Сидеротехния».
Скрин конференции «Культура 2.0». Фото: Илья Варламов«У нас на Урале заводы — это уже особенность психологии людей. Мы предлагаем им с детства знакомиться с теми машинами, которые у нас еще остались в действии», — продолжает Маргарита Кузовкова.
Органный зал, библиотеки, галерея современного искусства, зеленые зоны, бассейны, — все это в планах развития территории бывшего металлургического завода.
Культурное пространство Textil, Ярославль
Фото: Андрей Моргунов, Textil
Началось все с того, что группа инициативных людей организовала фестиваль-проект «Архитектура движения».
«Нам очень хотелось привести наш город в движение, чтобы по Ярославлю ходили толпы людей: от галерей до кафе», — рассказывает Юлия Кривцова, директор и куратор культурного пространства Textil.
Для этого они начали открывать галереи в пустующих зданиях, подземных автопарковках, ТЦ. Это сработало: в городе стихийно появились новые независимые площадки, на которых проводились культурные мероприятия.
Фото: «ВКонтакте», Саша Макарова
«Так мы и оказались на фабрике «Красный перекоп» в 2007 году», — говорит Кривцова.
Руководство предприятия, по ее словам, удивительно быстро согласовало проведение первой выставки, и ворота, ведущие в действующий цех, были открыты для всех горожан.
Уже в 2013 году под арт-пространство была арендована территория хлопкового склада. Двор между двумя складскими помещениями из свалки промышленных отходов превратился в городскую площадь.
Фото: «ВКонтакте», Саша Макарова
В 2017 году была создана музейная экспозиция — современный музей на территории фабрики. Культурная программа включает маршрут по текстильному производству, экскурсии «Мануфактура возможностей», аудиопрогулку по фабричному городку Perekop, документальный спектакль «Голоса цеха».
Сегодня на территории «Красного перекопа» уживаются индустриальное текстильное производство и постиндустриальное креативное пространство.
Музей транспорта Москвы
«Транспорт — это то, что проникает в каждый переулок, улицу и даже под землю. Это то, что связывает людей и города. Поэтому наша задача — сохранять историю транспортной системы», — говорит Александр Мерескин, директор выставочных проектов музея.
Для этого музей реализует различные проекты. Например, с 2021 года действует проект «Станция Музейная».
На станциях и вестибюлях столичного метро будут появляться плакаты, созданные художниками, иллюстраторами и дизайнерами, на актуальные темы для транспортной отрасли всего мира.
Фото: Музей транспорта Москвы
«Проект — витрина и кросс-культурная площадка музея. На этой площадке мы говорим о настоящем и будущем городского транспорта через культурные интеграции музея на разных станциях, в вестибюлях и переходах метрополитена», — сообщает сайт музея.
Гараж для грузовых машин Константина Мельникова
Гараж для грузовых машин Константина Мельникова. Фото: Музей транспорта Москвы
Гараж на Новорязанской улице — памятник архитектуры советского авангарда, построен по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в 1926—1929 годах.
Реконструкция Гаража Мельникова включит в себя строительство автолаборатории для детей, образовательного и просветительского центров, библиотеки, медиацентра, коворкинга и зон отдыха.
«Но это еще не все. Мимо нашего здания будет проходить единственный в Москве троллейбусный маршрут. Специально для этого мы возродили старые советские троллейбусы ЗИУ-5», — подчеркивает Александр Мерескин.
Цикл паблик-токов для профессионалов культуры провел проект «Культура 2.0». Организатор проекта в 2023 году — Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры».
Источник: Агентство социальной информации