Константин Коровин: «Закрывая глаза, я видел Россию»
В коллекции Российского фонда культуры находятся четыре картины величайшего русского художника Константина Алексеевича Коровина. Если сфокусировать на них внимание, то в памяти останутся, как любил говорить сам художник, «куски красоты».
Сегодня 5 декабря, в день рождения мастера, расскажем о работах, написанных им в последние годы жизни и представленных на выставке в Шпалерном зале. В экспозиции Фонда — одна картина «Ночной Париж» («Старый водяной замок») и три — из серии «Россия», высоко оценённые экспертами-искусствоведами.
Судьба этого дара необычна и интересна. В 1988 году в консульство Советского Союза в Сан-Франциско пришёл человек с большой папкой в руках. Он сказал, что хотел бы передать Советскому фонду культуры картины Константина Коровина из своей личной коллекции. Имя дарителя — Василий Семёнович Папков.
Передача состоялась в Консульстве, откуда дар был отправлен в Советский Союз. Получив его, сотрудники Фонда написали господину Папкову благодарственное письмо, но оно так и осталось без ответа. В это же время все мировые телеканалы облетела новость, что в Сан-Франциско произошло страшное землетрясение, которое унесло жизни 62 человек и привело к многочисленным разрушениям. В США было срочно отправлено ещё одно письмо со словами беспокойства.
Дальнейшая судьба дарителя нам неизвестна. Но глядя на подаренные им картины, мы всегда с благодарностью вспоминаем человека, сумевшего вдали от Родины сохранить и бескорыстно передать в распоряжение Советского фонда культуры шедевры русского художника.
Как эти работы попали в США — можно только предположить.
Посетительница внимательно рассматривает картину К.А. Коровина
Написаны они в конце 30-х годов прошлого века. Тогда Коровины уже жили в Париже. Сильно болела жена. Сыну-инвалиду требовалась помощь. Денег катастрофически не хватало — чтобы работать, Константин Алексеевич не мог приобрести даже холсты. Приходилось писать на картоне или фанере. В попытках хоть немного заработать художник отправлял картины друзьям в США и просил продать их.
Но так было не всегда. Поначалу в Париже всё складывалось довольно неплохо — Коровин делал театральные эскизы и брал индивидуальные заказы. А в 1928 году его привлекли к участию в большом проекте. В это время во Франции создавалась Парижская частная опера, владелицей которой была оперная певица Мария Николаевна Кузнецова. Спонсором — её муж Альфред Массне, племянник знаменитого композитора.
Парижская частная опера открылась 27 января 1929 года оперой «Князь Игорь» на музыку А.П. Бородина. Огромные декорации к 4-актному произведению в пяти картинах собственноручно оформлял 68-летний Коровин. Он чувствовал душевное ликование и писал другу: «Моя свеча ещё горит».
Программа к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Следующей постановкой стала опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова. Кузнецова заказала декорации уже Алексею Константиновичу, сыну Коровина. Она сильно рисковала, ведь молодой художник никогда прежде не работал в театре.
В Российском фонде культуры хранится журнал 1929 года, выпущенный к премьере этого спектакля. Художником-декоратором значился Алексей Коровин, но вполне вероятно, что Коровин старший помогал младшему. Они часто работали вместе. Случалось даже, что Константин Алексеевич ставил свою подпись на картинах сына — думая, что так их купят быстрее.
Судьба Алексея Коровина сложилась печально. В 18 лет он попал под трамвай и стал инвалидом — ему ампутировали сначала стопу, а потом и часть ноги до колена. К 1922 году он уже перенёс 9 операций. Советские власти разрешили выезд семьи за границу, чтобы приобрести протез. Коровин младший страдал психическими расстройствами. Несколько раз он пытался покончить жизнь самоубийством. В 1950-ом году ему это удалось.
Русская весна. 1930-е годы (Из коллекции Российского фонда культуры)
Константин Коровин любил рисовать ночью на улицах Парижа. Он прикреплял на мольберт специально придуманную лампочку и писал. Его тут же обступала толпа зевак.
(Французский журналист О. де Клем) «Живой глаз, борода развевается ветром, он быстро кладёт мазки кистью. На полотне нарождаются между мазками и благодаря искусной технике террасы кафе, игра разноцветных вывесок, фонарей, афиш... Развивая свой художественный почерк, русский импрессионист сочетал импульсивность русского искусства с гармоническим благоразумием французского искусства».
Поселившись во Франции временно, как думал Коровин, он прожил там 16 лет, вплоть до своей смерти. В своих мыслях художник часто возвращался в Россию: «Я очень люблю Париж, но люблю его любовью гостя».
Глядя на картины из коллекции Фонда, эта тоска по Родине читается особо остро. Слова другого изгнанника, казачьего поэта Николая Туроверова как нельзя лучше описывают состояние души Коровина: «Франция, страна моей свободы — Мачеха весёлая моя».
(Из письма К.А. Коровина — Ф.Ф. Шаляпину от 27 октября 1938 года, Париж) «Конечно, хотя я пишу и Париж, пишу красками и нахожусь в Париже, но душой живу больше в Охотине, — писал художник, — и вижу, как теперь опали листья сада, пахнет сыростью, землёй и осенними листьями, а в бочку кладут рубленую капусту и засаливают грузди, и будто я ем рыжики в сметане. У сарая нахохлились от дождя куры. Дорога грязная, и в воздухе слышен запах дыма от овина, и стучат цепи — молотят рожь».
Живя в Париже, Константин Алексеевич поддерживал связь с художниками, оставшимися в России, в частности с Василием Дмитриевичем Поленовым. Они были знакомы ещё с Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где один был студентом, а другой — уже профессором и преподавал.
Одна из последних фотографий художника
(Из книги К.А. Коровина «Моя жизнь») «Три года назад я получил письмо здесь, в Париже, что умер Василий Дмитриевич Поленов. Письмо было от его жены, Наталии Васильевны. Она трогательно написала мне, что Василий Дмитриевич, умирая от старости, был в полном сознании. «За два дня до смерти он сказал мне, — писала она. — Достань мне этюд Константина, речку в Жуковке. И повесь здесь, передо мной на стене. Я буду смотреть. А если умру, напиши ему в Париж поклон, скажи, что увидимся, может быть, опять на этой речке…».
К концу жизни художник почти потерял зрение, но до последнего сохранял оптимизм и надежду на светлое будущее.
(Из воспоминаний К.А. Коровина) «В жизни и трудно, и горько, и нужда, и незадача, и неправда живёт меж людей. А вот есть Рождество, есть надежда, есть Свет разума. Обойдётся всё это злое, нечестное, обманное, житейское, низменное. И придёт, и воссияет правда, воскреснет приязнь и дружба человеческая, смягчится душа человека, и обнимет чувство любви душу, и возлюбят друг друга».
Умер Константин Алексеевич Коровин 11 сентября 1939 года на одной из улиц Парижа от внезапного сердечного приступа. Так закончилась жизнь первого русского импрессиониста.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: открытые источники, Российский фонд культуры