Дирижабль Циолковского и русские авангардисты: чем удивит выставка южнокорейской художницы Ли Бул


Дирижабль Циолковского и русские авангардисты: чем удивит выставка южнокорейской художницы Ли Бул

Сегодня, 13 ноября, в Центральном выставочном зале «Манеж» Санкт-Петербурга открылась «Утопия Спасенная» — выставка знаменитой на весь мир южнокорейской художницы Ли Бул. Экспозиция будет доступна для осмотра до конца 2020 года.

Выставка проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Российского фонда культуры, Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея, комитета по культуре Санкт-Петербурга, IX Санкт-Петербургского международного культурного форума и Корейского фонда международного культурного обмена (KOFICE). «Утопия спасенная» организована Манежем совместно со Студией Ли Бул, Фондом биеннале в Кванджу и является частью программы Года культурных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея (2020). Кураторы проекта — Сунджун Ким и Суджин Ли.

«Диалог» с русским авангардом

«Утопия Спасенная» — первый в России масштабный выставочный проект легендарной корейской художницы. Творчество Ли Бул — абсолютный ориентир в современном искусстве Южной Кореи и Азии. Её работы получили широкое мировое признание, а персональные выставки прошли в крупных музеях и центрах современного искусства в Нью-Йорке, Филадельфии, Сиднее, Торонто, Марселе, Берне, Токио, Сеуле, Лондоне и Берлине. Дважды художница принимала участие в Венецианской арт-биеннале.

«Утопия Спасенная» включает работы Ли Бул, созданные за последние 15 лет, а также работы русских авангардистов Казимира Малевича, Александра Родченко, Александры Эстер, Ивана Леонидова, Якова Чернихова. Впервые её творчество будет экспонироваться вместе с работами русских художников, работами которых она вдохновлялась с начала 2000-х годов. На выставке даже есть макет дирижабля Константина Циолковского. Как отметила руководитель проекта Анна Кирикова, это сделано для того, чтобы визуализировать диалог, который художница ведет с русским искусством последние 10-15 лет.

Центральная часть экспозиции — архитектурные скульптуры, пространственные инсталляции и рисунки, созданные Ли Бул начиная с 2005 года. Масштабные инсталляции из серии «Желание быть уязвимым» были воссозданы специально для Манежа. Одна из последних её работ — коллаж на бархате «Без названия», некоторые рисунки и макеты экспонируются впервые.

«Сейчас, когда переосмысляются центры цивилизации, восток пытается занять новое место, рефлексируя и присваивая опыт, полученный и от европейцев. Недаром внутри творчества Ли Бул звучат её оценки работ Томмазо Кампанелла, Фуко, Татлина, Малевича. Большие художники начинают себя чувствовать частью большого мира, избавляются от локальности. И хотя мы говорим, что это корейская художница, она — человек мира»,

— пояснил директор «Манежа» Павел Пригара.

Два года кропотливой подготовки

Подготовка выставки в Манеже шла около двух лет. Финальный отбор предметов начался только после формирования полного списка работ русских футуристов и утопистов. Все это время Ли Бул принимала самое активное участие во всех этапах проекта: от разработки общей идеи до подготовки каталога, и создания архитектурного решения экспозиции.

Для этого художница создала рукотворный макет пространства Манежа в масштабе 1:50, что позволило ей тщательно продумать расположение экспонатов и организовать выставку как путешествие по site-specific ландшафту, открывающему неожиданные смысловые и визуальные параллели. Она внимательно контролировала онлайн (приехать не позволила пандемия) все этапы монтажа, после того как специально сделанные в Сеуле для России объекты прибыли в Петербург.

«Каждая выставка для неё является не просто демонстрацией собственных предметов, это цельное художественное высказывание. Я рад, что именно здесь в Петербурге, в России, возникло это место, эта идея — соединения её творчества с работами русских модернистов, конструктивистов»,

— подчеркнул Павел Пригара.