Постановка интерактивного спектакля «Ленин из Ревды»


Постановка интерактивного спектакля «Ленин из Ревды»

Ревда – это город в Свердловской области, расположенный недалеко от Екатеринбурга. Дата основания – 1734 год. Население – 60 200 человек. С этой информации и начинается спектакль режиссёра Дмитрия Крестьянкина «Ленин из Ревды», поставленный на сцене Санкт-Петербургского Балтийского дома.

Любая постановка Дмитрия Крестьянкина – творческий эксперимент, в котором каждый может почувствовать себя участником событий. «Ленин из Ревды» не стал исключением. Постановка – настоящее ток-шоу с народным голосованием на тему «Сносить или нет памятник Владимиру Ильичу Ленину в уральском городе». Созданный в жанре «народного вече», спектакль основан на реальных историях реальных людей.

«Эта история – уникальна, – рассказывает Дмитрий Крестьянкин. – Мой сорежиссёр, Катя Шихова, родом из Ревды. Будучи там на каникулах, она позвонила мне и говорит: «Дима, гуляю одна, настроение очень грустное. Рядом только Ленин». В нашей стране много городов, и в каждом обязательно есть Ленин. Пусть бюст, пусть барельеф какой-нибудь, но он обязательно есть. Мы начали в шутку разговаривать о том, что может быть нам сделать спектакль про вождя мирового пролетариата».

Так из шутки родился полноценный сценарий. А благодаря гранту, предоставленному ООГО «Российский фонд культуры» в рамках Конкурса по поддержке молодой режиссуры, спектакль был поставлен на сцене. Задумка оказалась интересной, а тема – важной.

«Первое, что я сделал, – это попросил Катю пройти по улице и поговорить о Ленине со знакомыми и просто прохожими. Она поговорила с большим количеством людей, записала их на диктофон. Мы расшифровали эти тексты и получилось 12 больших монологов, которые и стали основой нашего спектакля».

По сюжету двенадцать персонажей по очереди выходят на сцену и высказывают свою точку зрения – молодые музыканты из группы «The Кильки», девушка, переехавшая в Ревду из Прибалтики, взрослый реставратор, папа и мама режиссёра, школьная учительница.

Ни единого слова фальши. Документально и честно. При этом обсуждение вовсе не заканчивается на категоричном «Снести!» и консервативном «Оставить!». Вопрос о сохранении монумента перерастает в гораздо большее. В жарком споре сойдутся взгляды разных поколений на культуру, историю, современное искусство.

«Честно говоря, мы здесь не про Ленина размышляем, а про нас в этом мире, – говорит режиссёр. – Говорим о том, что у нас болит. Каждый человек, начиная отвечать на вопрос о сносе памятника, уходит дальше и рассуждает о проблемах, которые его волнуют, о том, что ему дорого, что трогает. Ленин – как отправная точка. Конфликт более глубокий».

Символично и само пространство спектакля – сцена, на которой стоит монумент, находится на мраморной лестнице Балтийского дома. Именно здесь когда-то располагался бюст советского государственного и политического деятеля Кирова, который убрали в 90-е годы.

В спектакле, обещают авторы, будут и сюрпризы, которые вряд ли можно ожидать. И самое главное – непредсказуемый финал, в котором зрители сами решат – уберут памятник или поместят в защитный саркофаг с подсветкой.

Фото: пресс-служба театра-фестиваля «Балтийский дом»