Издание альбома ««Лубок в русской культуре конца XIX века»


Издание альбома ««Лубок в русской культуре конца XIX века»

«Лубок в русской культуре конца XIX века» – именно так называется необычный альбом, изданный региональным отделением ООГО «Российский фонд культуры» в Белгородской области и рассказывающий в картинках, каким было искусство русского лубка почти два века назад.

В основе альбома – более 100 картинок из коллекции художника-монументалиста, иконописца и мастера храмовой живописи Александра Сергеевича Работнова. Именно его мама в начале 60-х годов прошлого века приобрела собрание русских лубков и бережно хранила в семейном архиве.

Сегодня лубок признан особой ценностью и является предметом коллек­ционирования и тщательного изучения многих учёных России и зарубежных стран, занимая достойное место на стенах музеев изобрази­тельного искусства рядом с работами величайших мастеров прошлого.

Зародившееся в Китае искусство лубочной картинки в Рос­сии получило широкое распространение в допетровское время. Лубочными называли недорогие графические изображения с подписями. Они висели в царских палатах и крестьянских избах, в дворянских усадьбах и на постоялых дворах, на почте и в трактирах. Лубки были доступны даже самым несостоятельным поку­пателям. Приобрести их можно было у ограды ближайшего храма, в традиционные базарные дни (по средам, пятницам и воскресеньям) на торгу, рынке или ярмар­ках.

Техника нанесения картины была проста. Изначально в качестве основы использовали липовую доску – луб, от которого в последствии и пошло название «лубок». В печатном станке закреплялась доска с выгравированным изобра­жением, с которой делались оттиски. Получавшиеся картинки раскраши­вали – как правило, эту работу выполняли женщины и дети. Иногда листы оставляли чёрно-белыми. В XVIII веке луб заменили на медные доски, а в XX веке картинки стали производить уже литографским способом, но название «лубочные» за ними сохранилось.

 

Упоминание лубочных картинок встречаются и в произведениях русских писателей. Так бедный крестьянин Яким Нагой, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», во время пожа­ра вместо того, чтобы взять припрятанные деньги, спасает иконы и лубоч­ные картинки. Велика была его любовь и тяга к прекрасному!

Русский лубок – поистине уникальное явление отечественной культуры, отразившее дух и характер народа, его быт и бытие, его нравы, верования и предрассудки, ценности и идеалы. Тираж альбома «Лубок в русской культуре конца XIX века» передан в библиотеки, школы и учебные заведения региона, где и можно ознакомиться с изданием подробнее.