«Любовь и голуби» Юрия Невского
9 апреля состоится XX Церемония вручения премии киноизобразительного искусства «Белый квадрат», одним из организаторов которой выступил Российский фонд культуры. Награды «За вклад в киноизобразительное искусство» имени Сергея Урусевского удостоен народный артист России, лауреат Государственной премии, оператор Юрий Анатольевич НЕВСКИЙ.
О трёх попытках поступить во ВГИК, работе с Вадимом Юсовым и съёмках своего самого известного фильма «Любовь и голуби» Юрий Анатольевич рассказал Российскому фонду культуры.
Юрий Анатольевич, когда вы решили стать оператором?
Я не москвич. Жил в небольшом городе Тамбове. Занимался фотографией. А когда узнал, что есть такой институт кинематографии ВГИК, то решил попробовать свои силы. Я поступал три раза. Не поступил раз, не поступил два, третий раз уже надо было поступать. Это далось мне сложно, потому что приходилось ещё и работать. Но с каждым годом я всё больше и больше понимал, что нужно для поступления.
Когда вы не поступили, уезжали обратно домой или остались в Москве?
Как я мог остаться в Москве? Тогда, чтобы остаться в столице, нужна была прописка. Я уезжал обратно. Работал фотографом. Много снимал для газеты. И готовился к поступлению. Ещё с пятого класса занимался фотографией во Дворце пионеров. Потом освоил камеру. А чем заниматься после школы – или дрова рубить, или делать то, что ты умеешь. Я умел фотографировать. Ещё спортом занимался. Лыжами. Меня даже приглашали в Военное училище, где набирали сборную. Но я решил стать фотографом. Первый дешёвый маленький фотоаппарат «Смена» мне купил папа по моей же просьбе.
Ваши родители имели отношение к искусству? Чем они занимались?
Никакого. Мои родители были садоводами. Агрономы. Папа руководил несколькими совхозами. Я часто ездил с ним по этим совхозам. Природа, яблоки, всё прекрасно.
Может, это судьба вела вас?! И поступили вы с третей попытки, чтобы попасть на курс к одному из выдающихся операторов и педагогов Борису Израилевичу Волчеку…
Я очень ценю, что попал к этому мастеру. Оператору, прежде всего. У него большая школа. С некоторыми его учениками мне довелось поработать и потом. Могу сказать, что Борис Израилевич был очень мудрым человеком. Какие-то вещи, о которых он говорил, я начал осознавать только с возрастом, когда стал преподавать. Он мог сказать: «Ты плохо снял, но смотри сам». Когда я это слышал, даже обижался внутренне. Волчек не тратил время на объяснения. И самое главное – не сбивал меня. Со временем я понял, у него был к каждому его студенту свой отдельный подход. Когда я начал преподавательскую деятельность, тоже стал придерживаться этого принципа. Каждый должен иметь своё лицо. Каждый должен подойти к учебной работе с какими-то своими принципами.
Оператор Юрий Анатольевич Невский
Работать оператором вы стали сразу после окончания ВГИКа?
Я был ассистентом многие годы. Окончив ВГИК, ты ещё не оператор. Всё гораздо сложнее. ВГИК – это обучение, которое позволяет делать ошибки. Техники не так много, с которой ты можешь работать. А когда человек выходит после окончания вуза, он сталкивается с производством, где никого не интересует творчество. В производстве интересуют выполненные сроки, нормативы и прочее. На Мосфильме в своё время висело панно, на котором еженедельно размещали информацию, выполнила ли та или иная картина план, не нарушила ли график съёмок. Сейчас это вызывает некоторый смех, но, когда ты попадаешь в эту машину, то воспринимаешь всё уже по-другому. На тебя давят: «Почему вы не выполнили план? Вы должны были снять». Группа говорит, что была плохая, несоответствующая погода. «Из-за погоды мы должны отставать?» – отвечают. Выработка в день имела большое значение. В институте всё немного на возвышенности. Творчество, только творчество. Производство тоже входит в нашу профессию. Надо уметь всё правильно планировать. Это понимание я получил после окончания института, работая на Мосфильме в качестве ассистента.
Какая у вас была дипломная работа?
Картина называлась «Мужской хор», снималась она на Тбилисской киностудии. Коротко о сюжете: в мужской хор попадает новый дирижёр – молодая симпатичная женщина. Режиссёр картины – выпускница ВГИКа, Лиана Элиава. Фильм состоял из 2 частей. Это примерно 20 минут. Дипломная работа должна быть от 12 до 18 минут, но не больше. И если ты снял полнометражную ленту, то ГЭК (Государственная экзаменационная комиссия) не будет смотреть её полностью. Лучше, когда короткометражка. Она лучше представит операторскую работу для комиссии.
С чего началась ваша совместная работа с Владимиром Валентиновичем Меньшовым над фильмом «Любовь и голуби»?
К этому времени я снял много картин. Имел Государственную премию. И в Объединении, где я состоял, у меня было свободное время. А что такое Объединение? Раньше существовали студии, заинтересованные в запуске картин. Они выпускали по три-четыре фильма в год. И была целая группа людей, которая обеспечивала запуск, утверждала сроки. Иногда мы хотели снимать картину летом, а нам говорят, что будет снимать осенью. Существовали жёсткие условия производства, потому что Мосфильм должен был работать – снимать и летом, и зимой. Сегодня нет такой индустрии, что, наверно, не очень хорошо.
Юрий Невский и Владимир Меньшов дружили и за пределами съёмочной площадкой
То есть Объединение назначило вас на этот фильм?
Нет, я не досказал главного. Я работал в 2 Объединениях. И Меньшову там предложили мою кандидатуру. У Владимира Валентиновича поджимали сроки, а оператора всё ещё не было. Мы встретились с ним, договорились и сразу стали выбирать натуру. Сначала хотели снимать в Иркутске, потому что автор пьесы Владимир Гуркин роддом оттуда. И вообще в Сибири мало снималось картин. Мы искали новую фактуру. Ездили туда. Но в итоге выбрали Медвежьегорск в Карелии – он немного похож на Иркутск. Там работали около месяца. Эпизод на крыше голубятни, первые кадры фильма, – это наш первый съёмочный день. А в конце экспедиции снимали момент, где Надюха и Василий милуются на утонувшем корабле. Погода за месяц не изменилась, а нам надо было показать, что прошло время. Ведь по сюжету сначала было лето, а потом наступила осень. И если вы обратите внимание, то в начальных кадрах зелёная трава, кусты, а потом уже чёрная земля. Мы тщательно продумывали этот вопрос с художниками и декораторами.
С какими трудностями вам пришлось столкнуться на съёмочной площадке?
С голубями было очень сложно. Ведь они не летают по законам. Надо было ловить, предвидеть, снимать отдельно. Эти птицы отняли у меня много времени и нервов. Помните кадры, где Вася сначала в доме, а потом машет рукой, открывает дверь и оказывается в море? Снимали на юге, построили специальную декорацию. При съёмках использовали два направления: одно – на дверь, а второе – на глубину дома Кузякиных. Сложно было связать эти кадры по свету. Кадр очень длинный. Приходилось и кран использовать, и ручную камеру держать так, чтобы не было заметно дрожание рук. Мы сняли два дубля.
Съёмки фильма «Любовь и голуби»
Есть видео, где актёра Александра Михайлова снимают в воде. Подводные съёмки были?
Я был подготовлен к подводным съёмкам. Даже прошёл курсы – научился нырять на большую глубину и всплывать. Но этого не понадобилось. А подводные кадры, о которых вы говорите, были сняты для рекламного фильма. Картину «Фильм о фильме» тоже я снимал. Куски под водой мы снимали специальной камерой в одном из московских бассейнов. Я готов был сделать это и на море, но вода была там не такой чистой.
Фильм о фильме «Любовь и голуби»
Я могу открыть вам тайну картины, хотя она уже давно известна. Когда мы закончили, то режиссёр смонтировал две серии. Меньшов пригласил на Мосфильм репортёров и многих других людей, которых он уважал, с кем хотел посоветоваться. И показал 2-серийную картину «Любовь и голуби». Был всего один просмотр. Но потом приказом директора киностудии нам сказали сделать картину односерийной, как и планировалось изначально.
Чем уникален фильм с операторской точки зрения?
Мне кажется, мы нашли и ввели в фильм такие элементы и приёмы, которые украсили картину. Например, эпизод с цветами на деревьях. Это придумал Меньшов. Раз, и на дереве с сухими ветками появился цветок, который мне не нравился. Я стал уговаривать Владимира Валентиновича добавить больше цветов. Он согласился с моей точкой зрения. Это некий китч.
Кадр из фильма «Любовь и голуби». Реж. В. Меньшов. Киностудия «Мосфильм». 1984 г.
И таких приёмов в картине много. Зритель их не замечает, но чувствует. Вспомните момент, когда в конце фильма появляется военный оркестр. Это тоже можно отнести к особенностям картины. Или сцена на берегу, когда герои пьют пиво. Изначально кадр задумывался по-другому, а мы сделали так, что сидит дядя Митя, потом камера укрупняется и отъезжает, а на общем плане мы уже видим бабу Шуру. Это тоже снято одним кадром. Мы ввели такой китчевый приём. Немного с перебором.
Или бегут, бегут и прибегают на танцплощадку. Условная сцена? Условная. Но она даёт некий смех. Самое интересное, что обратные точки этого кадра, где они танцуют на площадке, мы снимали на море. В Медвежьегорске был низкий уровень воды, а мы хотели, чтобы река была широкая. Сложно снимать одну половину на юге, а другую – в Карелии. Надо было соединить эти кадры по свету. Я даже проверял на своих студентах, никто не видит, что эпизод снят в разных местах.
Вам потом ещё удалось поработать с Владимиром Валентиновичем Меньшовым?
Мы дружили с Меньшовым по-человечески. Но сняли только одну картину. Был ещё момент, когда на фильме не было оператора, я ездил снимал кое-что, подменил коллегу.
Какой фильм вы считаете самым сложным в вашей биографии?
К каждой картине я относился и отношусь с большим уважением. Нет такого фильма, который бы я снял спустя рукава. Фильм – это общая история оператора, режиссёра, сценариста и всей съёмочной группы. Мы много работали с Вадимом Юсуповичем Абдрашитовым. В подготовительный период, во время съёмок и после Вадим всегда требовал, чтобы я присутствовал на площадке. Я отвечал: «Вадим, всё понятно. Я пойду, мне надо кое-что сделать». «Нет, ты сиди», – говорил он. И я его сейчас прекрасно понимаю. Нужно полностью погружаться в съёмочный процесс. Нельзя сказать: «Всё, я свою работу выполнил, пойду чай попью». Оператор всегда должен общаться с режиссёром, ассистентами, осветителями. Я очень хорошо отношусь к такому общению во время съёмочного и подготовительного периодов. Застольный – так я называю этот период. Помню, только что пришёл домой со съёмочной площадки, час прошёл, как мы расстались с Вадимом Абдрашитовым, а супруга говорит: «Звонит Вадим». Я беру трубку и слышу: «Знаешь, у меня появилась идея». И разговоров на полчаса. Или Вадим мог позвонить ночью.
С режиссёром Вадимом Абдрашитовым
Или момент, когда я работал ассистентом Вадима Юсова на фильме Андрея Тарковского «Солярис». Накануне вечером было много споров между режиссёром и оператором. Наступил новый день. Тарковский говорит: «Вадим, знаешь. Мы сняли, но давай ещё снимем твоё вчерашнее предложение». Юсов отвечал: «Нет, я уже ночью подумал. Мой вариант – плохой, тем более мы уже всё сняли». Вадим Иванович как правило отказывался. Когда я его спросил почему, он ответил: «Если снимешь второй вариант, то у тебя не хватит времени, чтобы снять другую сцену». Тогда я понял, что съёмочное время надо беречь.
Как вы относитесь к сегодняшнему операторскому искусству. И к нововведениям в этой сфере?
Нововведения были всегда. Когда я пришёл, снимали чёрно-белые фильмы. Цветное кино только зарождалось. Потом появилась другая плёнка – Кодак. Всё время идут какие-то изменения. Снимали на плёнку, стали снимать на цифру. Но оператора это не касается. Мы используем какие-то приёмы, но первостепенны картинка, решение, замысел.
С учениками
Когда вы начали преподавать во ВГИКе?
Я начал преподавать в середине 90-х. Первое время было сложно. Так получилось, что Вадим Иванович Юсов, с которым мы дружили, позвонил и сказал: «Ты будешь преподавать». Я ответил: «Вадим Иванович, какой я педагог, для меня это сложно». Он говорит: «Ничего, справишься». И меня назначили. Каждый студент, если я правильно его взял на курс в мастерскую, должен отличаться от другого. Студенты должны иметь собственное видение. Мы стараемся в мастерской, чтобы ребята сталкивались с ошибками, исправляли их или же отстаивали свою точку зрения. Я прихожу и говорю: «Видишь, ты там сделал не так. А в принципе, это твоё право – защищаться». Нужно убедить меня, что это – правильно. Бывает, что один сделал, а все остальные повторили. Но если каждый имеет свой взгляд, своё лицо, своё прочтение – это лучшее, что может быть.
Фото: из личного архива Ю.А. Невского, Гильдия кинооператоров Союза кинематографистов России