Маэстро
Как правильно стоять перед оркестром. Как показать третью четверть. Как почувствовать под руками «дыхание» музыки. Обо всём этом народный артист России Владимир Александрович Понькин расскажет 17 декабря на своём интенсиве по дирижированию оркестром в Томской областной государственной филармонии.
Мастер-классы продлятся пять дней. Посетить их смогут не только молодые дирижёры, но и все те, кто хочет узнать, как рождается музыка. Накануне мероприятия мы поговорили с маэстро, чтобы узнать, какие сюрпризы он готовит своим студентам, и почему одной из площадок станет бассейн. Проект реализуется региональным отделением ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области совместно с Томской областной государственной филармонией.
Владимир Александрович, в чём уникальность предстоящих мастер-классов?
Международные мастер-классы по дирижированию пройдут в Сибири впервые. В них примут участие молодые люди, которые хотят совершенствоваться в этой удивительной, но очень трудной профессии. Мы рассчитывали на 10-12 участников, но получили больше 40 заявок. Считаю, что регламент надо менять и привлекать всех. (Улыбается.) Никого обижать нельзя, всем нужно помочь. Мероприятия пройдут в Томской областной государственной филармонии на базе Томского академического симфонического оркестра. Участников ждут специальные занятия по дирижёрской гимнастике, в основу которой легли советы замечательного музыканта, основателя русской советской дирижёрской школы Николая Андреевича Малько. Затем по моей методике я всех загоню в бассейн.
В бассейн? Для чего?
Потому что в воде я быстрее смогу добиться у студентов желаемой пластики рук и тела. Также состоятся 2 занятия с замечательными концертмейстерами. И в конце мастер-классов, 23 декабря, отберём достойных участников для гала-концерта. Это основная канва нашего мероприятия.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об уроках в бассейне.
Вода в бассейне будет тёплой. Я не позволю никому переохлаждаться, потому что это очень опасно. Серия определённых дирижёрских приёмов связана с определённой пластикой во время движения. Просто махать палочкой, как это делают некоторые, не стоит, потому что каждый дирижёрский жест имеет свою пульсацию. Каждое движение делится на 2 половинки – вверх и вниз. Если это пространство наполнить мелкими длительностями, то тогда у дирижёра рождается умение правильно управлять. И это сопротивление в воздухе должно рождаться и тренироваться через сопротивление воды. Идея принадлежит мне. Никто в мире этим не занимается. Движения в воде для дирижёра сродни отжиманиям на турнике для спортсмена. В Германии, когда я впервые применил этот метод в 2009 году, уже на третьем занятии студенты не узнавали себя. Настолько благотворно влияет вода.
В.А. Понькин обучает студентов по своей уникальной методике
На участие в мастер-классах вы получили 40 заявок. Возьмёте всех или кого-то нужно будет отсеять?
Я посмотрел видео, которое прислали участники. Некоторые из них нуждаются в определённой корректировке, оснащённости дирижёрского аппарата и, прежде всего, рук. К тому же, жалко кого-то выбрасывать. (Улыбается.) Все начнут активно принимать участие в мастер-классах, а постепенно кто-то отсеется – из активного участника человек превратится в слушателя. Думаю, что останется 8-10 студентов.
Как родилась идея мастер-классов по дирижированию оркестром?
Я очень много преподавал за границей. С 2004 года я профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Также заведую кафедрой симфонического дирижирования струнных инструментов Академии имени Маймонида при Российском государственном университете. Там у меня 35 гавриков. (Улыбается.) Практика обучения – большая. И каждый из участников – индивидуален. Обучая их, я сам учусь. Так и родилась идея мастер-классов.
Любой ли музыкант может стать дирижёром?
Должна быть определённая предрасположенность. Это надо увидеть, интуитивно почувствовать. Например, мой бывший студент, известный российский пианист Саша Гиндин, извините – Александр Гиндин, может быть хорошим дирижёром. Сейчас я присматриваюсь к Екатерине Мечетиной. Недавно мы встретились с ней на концерте в Нижнем Новгороде, и я сказал ей, что она может быть не только прекрасной пианисткой, но и талантливым дирижёром. У неё мощная сила воли и прекрасные качества музыканта. Думаю, жизнь подведёт её к дирижированию. Как принято считать, дирижирование – это вторая половина жизни. Выходить за пульт симфонического оркестра должен человек с опытом, много знающий и много умеющий.
Это мероприятие международного масштаба. Приедут дирижёры из многих стран. Значит ли это, что наша школа уникальна, и в Россию приезжают, чтобы научиться тому, чему нельзя научиться нигде больше?
Так и есть. Пусть приезжают учиться у нас, потому что за Россией великое будущее.
Вы преподаёте в Московской консерватории имени П.И. Чайковского, а с 1 сентября возглавили Томский оркестр. Как удаётся совмещать работу в двух городах?
Это достаточно легко. Томский оркестр – очень мощный. Но, конечно, есть куда расти. Это и соблазнило меня дать согласие на художественное руководство этим коллективом. Нельзя заниматься репетиторством со студентами-дирижёрами. Нужно чтобы у них была временнАя зона, где они сами с концертмейстерами и оркестром на репетиции могут подготовить определённое произведение. И только после этого я корректирую, исправляю, что-то добавляю. Это приносит свои плоды. Репетиторствовать нужно в детском саду, а здесь нужно вырабатывать самостоятельность. Поэтому мне нет необходимости постоянно находиться в Томске.
Каким должен быть дирижёр? В одном из интервью вы говорили, что у дирижёра руки должны быть тёплыми…
Руки должны выразить оркестру правильно то, что чувствует и слышит в себе дирижёр. Для этого нужна пластика, которая есть только в тёплых руках. Энергетика, которая исходит от рук, должна чувствоваться. Ладонь китайцы называют «дворцом труда». В руках каждого человека есть тепло, его просто надо использовать. Некоторые дирижёры скручивают пальцы. Это закрытая энергия, её нет, он её спрятал. Нужно, чтобы руки были полностью открыты. Есть такая гениальная фраза на латыни – primus inter pares. Что значит – первый среди равных. Дирижёр должен ненавязчиво руководить процессом творческого созидания, обладать умением найти общий язык с каждом участником оркестра и, конечно, иметь очень хороший слух.
Планируются ли подобные мероприятия в других городах России?
Очень хочется провести мастер-класс на базе Рязанского симфонического оркестра, которым уже больше 12 лет руководит Сергей Оселков. Оркестр – перспективный. То, что такие мастер-классы проходят в Сибири – это замечательно, но не у всех есть возможность добраться туда, поэтому хочется проводить подобные мероприятия в центральной части страны и на регулярной основе. Моя самая главная задача – это помочь будущим дирижёрам обрести нужные навыки.
Спасибо вам за интервью!
Фото: Елизавета Антонова/КМТО «Премьера», открытые источники