Максим Горький – 155


Максим Горький – 155

28 марта исполняется 155 лет со дня рождения одного из величайших писателей XX века Алексея Максимовича Пешкова, известного под псевдонимом – Максим Горький.

С именем писателя связана история одного портрета, написанного в 1927 году, – портрет Максима Горького кисти датского художника Виктора Хааген-Мюллера. Работа почти 60 лет находилась в личном собрании за границей и только в 1988 году вернулась на Родину, не последнюю роль в этом сыграл и Российский фонд культуры. Сегодня картина находится в постоянной экспозиции на втором этаже в Музее-квартире А.М. Горького на Малой Никитской улице в Москве.

В далёком 1927 году известный датский художник Виктор Хааген-Мюллер вместе с супругой Марией приехали в Сорренто. Они поселились в гостинице напротив дома Соррентийского герцога, где тогда жил Горький.

«Мой муж познакомился с Горьким и получил разрешение нарисовать его портрет. В течение февраля и марта 1927 года муж мой выполнил несколько эскизов для портрета и начал писать портрет в рост, который он закончил после своего возвращения в Копенгаген. Эти эскизы и портрет находятся у меня…», – позже вспоминала госпожа Мюллер.

Музей-квартира А.М. Горького
Музей-квартира А.М. Горького

В далёком 1927 году известный датский художник Виктор Хааген-Мюллер вместе с супругой Марией приехали в Италию, Сорренто. Они поселились в гостинице напротив дома Соррентийского герцога, где тогда жил Горький.

«Мой муж познакомился с Горьким и получил разрешение нарисовать его портрет. В течение февраля и марта 1927 года муж мой выполнил несколько эскизов для портрета и начал писать портрет в рост, который он закончил после своего возвращения в Копенгаген. Эти эскизы и портрет находятся у меня…», – позже вспоминала госпожа Мюллер.

Через год после знакомства с художником А.М. Горький, ещё будучи в Сорренто, получил от портретиста письмо:

«Тинильделье. Дания. 27 марта 1928 г. Дорогой господин Максим Горький! Вместе со всеми, посылающими Вам свои поздравления (ко дню вашего шестидесятилетия), позволяю себе, и я послать свои поздравления и самые искренние пожелания. Виктор Хааген-Мюллер. P.S. Посылаю репродукцию в красках с Вашего портрета».

Скульптор Сергей Коненков работает над портретом Максима Горького. 1928 г.
Скульптор Сергей Коненков работает над портретом Максима Горького. 1928 г.

Письмо сохранилось в архиве А.М. Горького. На обороте одной из них надпись художника (перевод с датского):

«Максим Горький. Написано в Сорренто. 1927. Экспонировалось на осенней выставке художника, 1927. Репродуцировано в «Politikens Magasin Efteraaret», 1927. Виктор Хааген-Мюллер».

На обороте другого экземпляра – шуточная надпись рукой Горького:

«Этюд этот сделан датским художником Виктором Muller-Victor Haahen-Muller. – Объяснений – почему Горький так позеленел? – требовать у художника».

Но законченного портрета Горький так и не увидел. В 1931 писатель переехал в Россию, где его поселили в особняке Рябушинского, построенного архитектором Шехтелем. Готовясь к возвращению на Родину, писатель думал об обычной квартире, в которой могла бы разместиться его большая семья. Роскошный особняк в стиле модерн не рассматривался им в качестве подходящего жилья. Этот стиль, получивший распространение в Москве и Петербурге на рубеже веков, не был близок художественному мировосприятию Горького.

А.М. Горький окончательно возвращается на Родину
А.М. Горький окончательно возвращается на Родину

За два месяца до приезда, обеспокоенный доходящими до него слухами, Алексей Максимович написал секретарю:

«... для Горького ремонтируется какой-то дворец или Храм Христа на берегу Москвы-реки... Моё поселение во дворце или во храме произведёт справедливо отвратительное впечатление на людей, которые адски работая, обитают в хлевах. Это будет нехорошо не только лично для меня. По сей причине я убедительно прошу: вопрос о вселении моём во дворцы не решать до моего приезда».

Тем не менее, в доме закончили ремонт, поставили необходимую мебель и прямо с Белорусского вокзала привезли Горького на Малую Никитскую. По воспоминаниям современников, бывавших здесь, писатель не раз повторял, что хозяин дома не он, а Моссовет. Именно здесь, после смерти писателя, был открыт Музей-квартира А.М. Горького.

Мраморная лестница в доме, где жил писатель
Мраморная лестница в доме, где жил писатель
Столовая выглядела так, когда в доме жил А.М. Горький
Столовая выглядела так, когда в доме жил А.М. Горький
Столовая
Столовая
За обеденным столом писатель всегда сидел на одном и том же месте
За обеденным столом писатель всегда сидел на одном и том же месте

А в 1991 году Музей получил в дар от вдовы художника Хааген-Мюллера портрет Горького. Работа не похожа ни на одно из изображений писателя. Здесь он изображён в полный рост, в домашней одежде. Горький стоит на фоне гладкой стены, занимая почти всё пространство картины, сунув руки в карманы брюк, с прищуренными под очками глазами, сосредоточенно задумавшись.

«Я часто думала, что настоящее место для портрета А.М. Горького работы моего мужа в Советском Союзе…Мне теперь 87 лет, и я считаю, что настало время решать судьбу полотна…», – писала Мария Хааген-Мюллер.

Так, через 60 лет после создания, в 1988 году, портрет был передан в СССР. Датские и лондонские аукционные фирмы предлагали вдове художника значительные суммы за портрет, но Мария Хааген-Мюллер отклонила их предложения и подарила самый значительный из портретов на родину писателя.

Портрет А.М. Горького. Худ. В. Хааген-Мюллер. 1927 г.
Портрет А.М. Горького. Худ. В. Хааген-Мюллер. 1927 г.
Подпись художника
Подпись художника

Советский фонд культуры помог в доставке дара в СССР. Портрет был показан на выставке к 15-летию Российского фонда культуры.

Художник Виктор Хааген-Мюллер занимает видное место в истории современного датского изобразительного искусства. Работы его представлены во многих музеях страны, в том числе в государственном Музее изобразительных искусств в Копенгагене, где, кстати, портрет временно хранился, до передачи его в СССР.

Фото: Российский фонд культуры