Максим Горький – 155
28 марта исполняется 155 лет со дня рождения одного из величайших писателей XX века Алексея Максимовича Пешкова, известного под псевдонимом – Максим Горький.
С именем писателя связана история одного портрета, написанного в 1927 году, – портрет Максима Горького кисти датского художника Виктора Хааген-Мюллера. Работа почти 60 лет находилась в личном собрании за границей и только в 1988 году вернулась на Родину, не последнюю роль в этом сыграл и Российский фонд культуры. Сегодня картина находится в постоянной экспозиции на втором этаже в Музее-квартире А.М. Горького на Малой Никитской улице в Москве.
В далёком 1927 году известный датский художник Виктор Хааген-Мюллер вместе с супругой Марией приехали в Сорренто. Они поселились в гостинице напротив дома Соррентийского герцога, где тогда жил Горький.
«Мой муж познакомился с Горьким и получил разрешение нарисовать его портрет. В течение февраля и марта 1927 года муж мой выполнил несколько эскизов для портрета и начал писать портрет в рост, который он закончил после своего возвращения в Копенгаген. Эти эскизы и портрет находятся у меня…», – позже вспоминала госпожа Мюллер.
В далёком 1927 году известный датский художник Виктор Хааген-Мюллер вместе с супругой Марией приехали в Италию, Сорренто. Они поселились в гостинице напротив дома Соррентийского герцога, где тогда жил Горький.
«Мой муж познакомился с Горьким и получил разрешение нарисовать его портрет. В течение февраля и марта 1927 года муж мой выполнил несколько эскизов для портрета и начал писать портрет в рост, который он закончил после своего возвращения в Копенгаген. Эти эскизы и портрет находятся у меня…», – позже вспоминала госпожа Мюллер.
Через год после знакомства с художником А.М. Горький, ещё будучи в Сорренто, получил от портретиста письмо:
«Тинильделье. Дания. 27 марта 1928 г. Дорогой господин Максим Горький! Вместе со всеми, посылающими Вам свои поздравления (ко дню вашего шестидесятилетия), позволяю себе, и я послать свои поздравления и самые искренние пожелания. Виктор Хааген-Мюллер. P.S. Посылаю репродукцию в красках с Вашего портрета».
Письмо сохранилось в архиве А.М. Горького. На обороте одной из них надпись художника (перевод с датского):
«Максим Горький. Написано в Сорренто. 1927. Экспонировалось на осенней выставке художника, 1927. Репродуцировано в «Politikens Magasin Efteraaret», 1927. Виктор Хааген-Мюллер».
На обороте другого экземпляра – шуточная надпись рукой Горького:
«Этюд этот сделан датским художником Виктором Muller-Victor Haahen-Muller. – Объяснений – почему Горький так позеленел? – требовать у художника».
Но законченного портрета Горький так и не увидел. В 1931 писатель переехал в Россию, где его поселили в особняке Рябушинского, построенного архитектором Шехтелем. Готовясь к возвращению на Родину, писатель думал об обычной квартире, в которой могла бы разместиться его большая семья. Роскошный особняк в стиле модерн не рассматривался им в качестве подходящего жилья. Этот стиль, получивший распространение в Москве и Петербурге на рубеже веков, не был близок художественному мировосприятию Горького.
За два месяца до приезда, обеспокоенный доходящими до него слухами, Алексей Максимович написал секретарю:
«... для Горького ремонтируется какой-то дворец или Храм Христа на берегу Москвы-реки... Моё поселение во дворце или во храме произведёт справедливо отвратительное впечатление на людей, которые адски работая, обитают в хлевах. Это будет нехорошо не только лично для меня. По сей причине я убедительно прошу: вопрос о вселении моём во дворцы не решать до моего приезда».
Тем не менее, в доме закончили ремонт, поставили необходимую мебель и прямо с Белорусского вокзала привезли Горького на Малую Никитскую. По воспоминаниям современников, бывавших здесь, писатель не раз повторял, что хозяин дома не он, а Моссовет. Именно здесь, после смерти писателя, был открыт Музей-квартира А.М. Горького.
А в 1991 году Музей получил в дар от вдовы художника Хааген-Мюллера портрет Горького. Работа не похожа ни на одно из изображений писателя. Здесь он изображён в полный рост, в домашней одежде. Горький стоит на фоне гладкой стены, занимая почти всё пространство картины, сунув руки в карманы брюк, с прищуренными под очками глазами, сосредоточенно задумавшись.
«Я часто думала, что настоящее место для портрета А.М. Горького работы моего мужа в Советском Союзе…Мне теперь 87 лет, и я считаю, что настало время решать судьбу полотна…», – писала Мария Хааген-Мюллер.
Так, через 60 лет после создания, в 1988 году, портрет был передан в СССР. Датские и лондонские аукционные фирмы предлагали вдове художника значительные суммы за портрет, но Мария Хааген-Мюллер отклонила их предложения и подарила самый значительный из портретов на родину писателя.
Советский фонд культуры помог в доставке дара в СССР. Портрет был показан на выставке к 15-летию Российского фонда культуры.
Художник Виктор Хааген-Мюллер занимает видное место в истории современного датского изобразительного искусства. Работы его представлены во многих музеях страны, в том числе в государственном Музее изобразительных искусств в Копенгагене, где, кстати, портрет временно хранился, до передачи его в СССР.
Фото: Российский фонд культуры