Последний русский аристократ


Последний русский аристократ

В 2022 году исполнилось бы 110 лет меценату, общественному деятелю барону Эдуарду фон Фальц-Фейну. Он погиб 17 ноября 2018 года в результате пожара на своей вилле в Вадуце (Лихтенштейн).

Оказавшийся в изгнании вместе с родителями в пятилетнем возрасте в 1918 году, Эдуард Александрович Фальц-Фейн всю жизнь продолжал считать Россию своей Родиной. Влюблённый в русскую историю, он не только передавал сокровища российского наследия в страну, которая когда-то стала причиной его эмиграции, но и старался сохранить память о России на других берегах. Так, много лет он ухаживал за могилой последней любви Александра II княгини Юрьевской в Ницце. А для того, чтобы описать всё, что сделано им для увековечивания имени Суворова, понадобилась бы целая книга. Не будет преувеличением сказать, что с уходом барона Фальц-Фейна закончилась целая эпоха – ушла Императорская Россия.

Мы продолжаем рассказывать о произведениях искусства из коллекции Российского фонда культуры, и сегодня разговор пойдёт о дарах, связанных с именем легендарного человека, который любил Родину так, как наверно, никто и никогда не любил её.

«Уважаемый господин Фальц-Фейн! Дирекция Третьяковской галереи приносит Вам сердечную благодарность за переданные в дар музею произведения И.Е. Репина «Портрет украинки», А.Н. Бенуа «Эскиз костюма», К.А. Коровина «Эскиз декорации», А.К. Шервашидзе «Портрет неизвестного», С. Лифаря «Портрет Бориса Кохно». Нам известна Ваша глубокая заинтересованность сокровищами мировой культуры и русской культуры, в частности, Ваша преданность благородному делу поиска и возвращения произведений искусства, которые уже, казалось, потеряны для национальных культур и национальных музеев. Мы расцениваем Ваш дар, как проявление высокого патриотизма и любви к родной земле».

Так писал ещё в 1985 году, когда только-только начала брезжить перестройка, генеральный директор Третьяковской галереи Юрий Королёв знаменитому меценату, королю туристического бизнеса Лихтенштейна, владельцу знаменитой виллы «Аскания-Нова», практически ставшей музеем русской культуры в Альпах. Но, главное, человеку, который на деле доказал, что такое подлинная любовь к своей стране, – барону Эдуарду Александровичу Фальц-Фейну. А почти через двадцать лет Фальц-Фейн был награждён Международной премией имени Рериха и медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Премию аристократ с ходу перевёл в благотворительный Фонд «Романовы для России», помогающий больным детям Петербурга.

                                                                            Эдуард Александрович Фальц-Фейн передаёт портрет князя Григория Потёмкина

До этого из рук первого президента России Бориса Ельцина Эдуард Александрович получил орден Дружбы народов. Впоследствии сам Эдуард Александрович Фальц-Фейн в интервью так рассказывал продолжение этой истории:

«Там внутри был серп и молот, а я потерял свою страну благодаря большевикам и не хотел носить награду, на которой советский герб был бы вместо русского. Я пришёл к моему другу в Петербурге, который владел ювелирным магазином, чтобы он сделал русский герб. Он сделал, и я его ношу…Так что я в этом отношении большой фокусник. Просто немножко украсил орден Дружбы».

Письмо, в котором Фальц-Фейн просит принять в дар портрет князя Григория Потёмкина. 1987 г.
Письмо, в котором Фальц-Фейн просит принять в дар портрет князя Григория Потёмкина. 1987 г.

Хотя, как можно было заметить из письма директора Третьяковской галереи, с которого мы начали нашу статью, ещё и в период советской власти Фальц-Фейн служил своей Родине.

«Нас лишили гражданства, всё имущество отобрали, бабушку зверски убили… Меня всегда гнали из Советского посольства, но у меня никакой обиды нет. Русские эмигранты меня так ругали: ты помогаешь им, а что они с нами сделали?.. Но я перевернул страницу. Родина тут не при чём, все пострадали от этой проклятой революции», – говорил Эдуард Александрович. И на слова недоброжелателей всегда отвечал словами своего отца: «От Родины нельзя требовать, ей надо отдавать!»

И ещё одной из самых дорогих наград для себя барон считал орден преподобного Сергия Радонежского, врученный ему Святейшим Патриархом Алексием II.

В своём специальном заявлении представители Русской Православной церкви отметили, что награда дана Фальц-Фейну как «…Бескорыстному благотворителю, вносящему существенный вклад в сохранение и преумножение исторического и культурного наследия России, так как по его инициативе на Родину возвращаются художественные ценности, документы, архивные материалы, уникальные издания». Действительно, перечислить всё, что сделал Эдуард Александрович для России, очень сложно. Его дары стали эпохой в деле соединения с культурой русского зарубежья. Уже вышеперечисленный список дарений в Третьяковскую галерею говорит сам за себя.

Обложка следственного дела Николая Соколова. 1919 г.
Обложка следственного дела Николая Соколова. 1919 г.

А ещё барон выкупил на аукционе Sotheby’s для Российского государственного Архива следственное дело Н. Соколова, проводившего по приказу Колчака розыск об обстоятельствах гибели царской семьи. Много сделал он для воссоздания обстоятельств утраты Янтарной комнаты и создал вместе с Ю. Семёновым и Ж. Сименоном комитет для возвращения культурных ценностей, вывезенных фашистами из СССР. Поисками Янтарной комнаты занимался близкий друг и советник барона – Георг Штайн. Побывав на Восточном фронте, он на всю оставшуюся жизнь сохранил чувство вины перед теми, кто испытал зверства нацистских оккупантов. Судьба Штайна сложилась трагически. Не справившись с многочисленными долгами, он покончил с собой. Фальц-Фейн выкупил его архив и через Фонд культуры передал в Калининград.

Взаимоотношения барона с Российским фондом культуры – большая и особая страница. Для Фонда Эдуард Александрович выкупил на аукционах такие реликвии, как, к примеру, следственное заключение комиссии об обстоятельствах смерти Александра I в Таганроге и появлении впоследствии загадочного старца Фёдора Кузьмича, о котором ходили слухи, что он и есть на самом деле Александр Благоверный. Также Фонду меценат подарил приобретённое им на Sotheby’s прекрасное полотно блистательного мастера ХIХ века Клавдия Лебедева «Боярыня выбирает узор для вышивания». Впоследствии картина была передана в Сургутский художественный музей.

Да, дары Фальц-Фейна благодаря Фонду оказались доступными для посетителей многих культурных центров. Так, портрет светлейшего князя Григория Потёмкина неизвестного художника ХVIII века теперь находится в Воронцовском дворце – Алупкинском дворце-музее.

Портрет светлейшего князя Григория Потёмкина
Портрет светлейшего князя Григория Потёмкина

Следственное дело о Фёдоре Кузьмиче – одна из главных реликвий Архива русского зарубежья Московского дома-музея Марины Цветаевой. «Старый Псков» – работа блистательного мастера пейзажа Константина Горбатова, жившего в Германии после революции 1917 года, отдана в Псковский музей-заповедник. А картина Александра Маковского «Деревенский рынок» теперь является одной из главных «жемчужин» собрания Российского фонда культуры и украшает многочисленные выставки и экспозиции.

«Деревенский рынок», А. Маковский
«Деревенский рынок», А. Маковский

Эдуард Александрович разработал туристический маршрут, которым великий полководец Александр Васильевич Суворов шёл через Альпы, в архивах Дворца Лихтенштейна нашёл документы, из которых стало ясно, что после знаменитого Швейцарского похода Суворов останавливался в Бальцерсе. Там на свои средства Фальц-Фейн поставил памятник Генералиссимусу и также выпустил марки с портретами гения русской военной славы. Потомок немецких колонистов, знаменитый спортсмен, репортёр, предприниматель, племянник великого Фридриха Эдуардовича Фальц-Фейна, создавшего на землях Крыма уникальный природный заповедник «Аскания-Нова», человек, оказавшийся в изгнании вместе с родителями в юном возрасте, но помогавший России всю жизнь, барон Эдуард Фальц-Фейн продолжал служить своей стране до последних дней. И памяти тех, кто никогда не забывал, что такое честь и долг.

    Барон Эдуард фон Фальц-Фейн

Материал подготовлен главным хранителем Российского фонда культуры Ольгой Земляковой совместно с историком и исследователем русской эмиграции Виктором Леонидовым.