Мы первые на полюсе


Мы первые на полюсе

В Санкт-Петербурге на территории военно-патриотического парка «Патриот» в Кронштадте открылась выставка, посвящённая 90-летию Главного управления Северного морского пути и 85-летней годовщине экспедиции Ивана Папанина «Северный полюс-1. Мы первые на полюсе».

Иван Дмитриевич Папанин – первопроходец в освоении Северного полюса. За свою долгую жизнь – 91 год – Папанин удостоился многих почётных званий и получил множество наград, в том числе дважды был Героем Советского Союза, но выставка охватывает только 9 месяцев из жизни легендарного полярника. Именно столько Папанин вместе с тремя другими покорителями Севера и собакой провёл на льдине.

На выставке представлены предметы быта, научные приборы и снаряжения полярников, без которых невозможно обойтись на Северном полюсе – байдарки, оранжевые палатки, печки. Также посетители могут увидеть более 20 образцов уникальной техники – артефакты, которые не представлены ни в одном другом музее мира. Данная выставка – совместный проект Российского фонда культуры и Музейно-выставочного центра технического и технологического основания Арктики.

На выставке посетители увидят точную и летающую копию советского самолёта-амфибии «Ш-2», который оказался одним из наиболее долговечных самолётов подобного типа.

В конце 20-х годов в Советском Союзе возникла потребность в производстве маленьких самолётов на 2-3 человека, которые могли бы садиться на небольшие площадки и на воду. Такие самолёты нужны были и для сельскохозяйственных нужд. В начале 1928 года за решение этой задачи взялся молодой ленинградский инженер Вадим Борисович Шавров. Он разработал проект самолёта-амфибии «Ш-1», но директор авиационного завода отказался принять заказ на строительство амфибии. Тогда решено было строить самолёт на квартире. Работали втроём – два инженера, проектировавшие самолет, Вадим Шавров и Виктор Корвин, а также механик Николай Фунтиков. Через 13 месяцев крылья, оперение и лодка-фюзеляж были изготовлены, собраны и вытащены через балкон на улицу. Модель была доработана через несколько лет и получила название «Ш-2». Началось массовое производство таких самолётов, которое прекратилось только в 1964 году. Лётчики любили самолёт-амфибию «Ш-2» за надёжность и простоту управления и любовно называли его «шаврушка».

Выставка открыта до 23 декабря

На выставке также представлен вездеход НАТИ-3 на базе «полуторки».

Ещё в начале прошлого века шофёр-француз императора Николая II Адольф Кегресс придумал первые в мире машины-снегоходы со съёмными гусеничными движителями вместо задних колёс. С приходом к власти большевиков идея применения таких машин стала популярна среди военных и спецслужб Советского Союза. Военным хотелось получить грузовик с проходимостью трактора, поэтому они всячески поддерживали секретные разработки НАТИ. Машина должна была стать вездеходом, способным преодолевать бездорожье, сопровождать кавалерийские обозы и транспортировать артиллерийские установки лёгкой серии. Однако надёжного варианта конструкции движителя долгое время получить не удавалось.

Известен случай, когда 5 октября 1933 года один из автомобилей провалился под лёд. Водитель неверно оценил обстановку и слишком близко подъехал к ледяной трещине возле вмерзшего в лёд судна. Машина проломила лёд гусеницами и накренилась назад. Тем временем с ближайшего судна был переброшен трос, и водитель успел закрепить его на передней оси вездехода, после чего машина ушла под воду на глубину 35 метров.

Провалившийся под лёд вездеход

Среди экспонатов выставки также есть те самые листовки, которые сыпались с московского неба на героев-папанинцев после их возвращения на материк.

Первые покорите Северного полюса высадились на Северном полюсе 85 лет назад. Ими были советские учёные – Пётр Петрович Ширшов, Евгений Константинович Фёдоров, Эрнст Теодорыч Кренкель и Иван Дмитриевич Папанин. Полярники обустроили на льдине дрейфующую станцию и подняли над ней флаг с советской символикой. Так 6 июня 1937 года начиналась знаменитая папанинская эпопея, за ходом которой последующие девять месяцев пристально следил весь Советский Союз. За 274 дня льдина со станцией, двигаясь к Гренландии, проплыла 2,5 тысяч километров и в тёплых водах начала стремительно таять. После шторма ледяная плита раскололась. Экспедиция оказалась на обломке 300 на 200 метров. Когда в феврале героев сняли со льдины, её размеры были всего 20 на 30 метров.

Иван Папанин с киноаппаратом на дрейфующей льдине. 1938 г. 

Обо всём этом посетителям расскажут на выставке «Северный полюс-1. Мы первые на полюсе», которая в эти дни проходит в Кронштадте и завершится 23 декабря.