Неизвестный известный художник
В экспозиции Шпалерного зала Российского фонда культуры представлен «Натюрморт» 1918 года. Совершенно неброский. Но стоит присмотреться, и уже невозможно оторвать взгляд. Зрители гадают, кто автор этой таинственной работы и что изображено на ней.
Вспоминая художников XX века, незаслуженно забытых в наши дни, мы уже писали о В.С. Косминой, И.В. Ивановском, А.Ф. Софроновой, Н.И. Осеневе, К.А. Клементьевой, Е.Ф. Ермиловой-Платовой. Сегодня представляем ленинградского художника Израиля Львовича Лизака (1905-1974), чья ранняя работа «Натюрморт» хранится в коллекции Российского фонда культуры.
Увидеть, что изображено на картине можно при тщательном рассмотрении. И только если перевернуть холст. Это – гребень шлема и труба на красном куске сукна. Работа выполнена художником в ученические годы, однако талант автора чувствовался уже тогда.
Научно-техническая экспертиза показала, что Лизак дважды обращался к картине. Центральная часть была написана в 1918 году, а изображение на левом и правом полях – в 30-е годы. Внизу – две подписи «И. Лизак». На обороте хорошо сохранился неоконченный фрагмент и надпись мелом «Мастерская А.А. Рылова». Именно Аркадий Александрович Рылов, выдающийся живописец, педагог, ученик Архипа Куинджи, сыграл важную роль в становлении художника.
Израиль Львович Лизак родился 1 мая 1905 года в семье врача и учительницы в старом украинском городке Славута. В 1915-м вместе с родителями переехал в Петроград. Способности к рисованию у мальчика проявились рано. В детстве он почти лишился слуха. Часто убегал в лес, где только наедине с природой и карандашом чувствовал себя легко и свободно.
Ещё незрелые работы Лизака и увидел великий Рылов. Он пригласил одарённого ребёнка, которому на тот момент было только 13 лет, в свою мастерскую.
Вот как 50 лет спустя Израиль Львович вспоминал свой первый день учёбы.
(Из воспоминаний И.Л. Лизака) «С большой папкой, заключавшей все мои рисунки, явился я в 1918 году в пейзажную мастерскую Академии художеств к Аркадию Александровичу Рылову и был принят им в число учеников. Обзавёлся несколькими тюбиками масляной краски, которые помещались у меня в картонной коробке, кистями, из фанеры вырезал замысловатую палитру».
Аркадия Александровича Рылова называли родоначальником советского натюрморта и пейзажа. Его самые известные картины «Зелёный шум» и «В голубом просторе» хранятся в Третьяковской галерее.
(Из воспоминаний И.Л. Лизака) «Пейзажная мастерская состояла из 2 комнат. На стенах висели работы Шишкина, Боголюбова, Горбатова. Среди этой спокойной и располагающей к занятиям обстановки ставились натюрморты. Каждому – свой. Писались пейзажи. А по вечерам кто-либо позировал. Аркадий Александрович был доступен, держался просто, но дистанция была огромного размера».
В индивидуальных мастерских Рылова Лизак проучился до 1922 года. После их закрытия был зачислен на первый курс ВХУТЕИНа, где живописи учился у О. Браза и К.С. Петрова-Водкина, а рисунку – у В.Е. Савинского и В.В. Мешкова. В 1925 году на выставке дипломных работ картину Лизака «Человек на тумбе» отметили как одну из лучших. На ней художник изобразил жертву империалистической войны – солдата, вернувшегося полным инвалидом и ставшего уличным нищим.
(Из воспоминаний И.Л. Лизака) «Александр Иванович Савинов считал, что эта вещь сделана в духе классики, а Кузьма Сергеевич Петров-Водкин отметил в ней выразительно и оригинально решённые руки».
Человек на тумбе (Инвалид империалистической войны). 1925 г. (Русский музей)
Искусствоведы говорили, что работа – настоящий образец яростного советского реализма. Сегодня она хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
После окончания Академии художеств Израиль Львович работал над придуманной им серией из жизни капиталистического города. В 1935 году получил заказ от Ленсовета на индустриальную тему.
(Из воспоминаний И.Л. Лизака) «Работая днём в газете «Смена», отправлялся ночью на Балтийский завод. Начал с того, что, забравшись в тихий уголок цеха, написал этюд и, выйдя из своего укрытия, показал его рабочим. Сначала один, потом другие после завалки электропечи согласились немного постоять и попозировать».
Высшей похвалой для художника стало одно единственное слово сурового бригадира сталеваров Крылова, который, увидев свой портрет, произнёс: «Толково».
В страшные годы войны художник находился на оборонах, железнодорожных работах. По впечатлению тех лет была написана большая пейзажная картина «Ночь войны». Лизак трудился как художник-реставратор в Госинспекции по охране памятников и в реставрационных мастерских: в Исаакиевском соборе он заново написал голову ангела к картине профессора Бруни «Святой дух, окружённый ангелами», в Мальтийской капелле, в Юсуповском дворце, Монплезире (Петергоф) и в Китайском дворце Ораниенбаума восстанавливал росписи.
Натюрморт. 1918 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Оборотная сторона картины «Натюрморт»
Работал много. Почти регулярно показывал новые вещи на текущих ленинградских выставках, но оказался практически неизвестным даже для ленинградцев, которые заполнили книгу отзывов его первой персональной выставки 1967 года словами удивления:
(Из книги отзывов) «Почему же мы не знали раньше такого замечательного художника?»
Пейзаж – самая сильная, самая волнующая часть творчества этого одарённого живописца. Неспроста в уже упомянутой книге отзывов появилась краткая запись одного из посетителей:
(Из книги отзывов) «Нравится тишина!»
Когда художника не стало 4 ноября 1974 года, его сестра Сара Львовна, инженер по образованию, большую часть работ передала в Русский музей, где они экспонируются и сегодня.
В Российский фонд культуры была передана рукописная биография художника «О себе и своих учителях» и около 200 работ с условием, что живописное наследие Израиля Львовича Лизака будет представлено в музеях страны. Эти условия сотрудники Фонда выполнили. Около 20 работ было передано в Хмельницкий художественный музей, но их судьба сегодня неизвестна. Зато известна судьба других картин – их можно увидеть в Ханты-Мансийском художественном музее, Пензенской картинной галерее, Костромском музее-заповеднике, Волгоградском музее изобразительных искусств и многих других музеях.
И этот факт ещё раз доказывает, художник по-прежнему живёт в своих картинах и о его творчестве не забыли.
Ночной трамвай. 1929 г. (Русский музей)
Солнечный день. 1967 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Портрет сестры. 1978 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры, открытые источники