«Неужели кто-то вспомнил, что мы были?..»
Название к статье мы взяли из книги искусствоведа Ольги Осиповны Ройтенберг, которая больше 30 лет собирала информацию о забытых талантливых художниках.
Ольга Осиповна Ройтенберг была человеком разносторонних интересов. Она занималась организацией московских молодёжных выставок, преподавала детям музыку, создала киноклуб при Московском Доме художника. Но делом всей её жизни стала книга о поколении несправедливо забытых художников рубежа 1920-1930-х годов.
К сожалению, изданную книгу Ольга Ройтенберг так и не увидела. Она была выпущена уже после смерти автора силами друзей и коллег. И среди этих полузабытых имён, есть одно, которое для нас, сотрудников Фонда, представляет особую ценность – Иван Васильевич Ивановский.
Иван Васильевич Ивановский родился 8 марта 1905 года в небольшом городке во Владимирской губернии. Несмотря на то, что с детства был увлечён искусством, после школы поступил в сельскохозяйственный техникум в Подольске. В 1925 году приехал в столицу, чтобы осуществить свою давнюю мечту – учиться во ВХУТЕМАСе (Высшие художественные-технические мастерские).
Сразу попал на курс профессора Д.П. Штеренберга, который славился своими либеральными взглядами и давал студентам полную свободу в решении учебных задач. Профессор очень внимательно относился к особенностям каждого ученика, деликатно помогая находить свою индивидуальность.
Дипломная работа Ивановского «Прачки» (Сегодня хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), которую художник написал в 1930 году, вызвала критические отклики в прессе. Времена стремительно менялись: уже не было художественной свободы, как в первые годы после революции, всё сильнее чувствовался надзор идеологии. Вуз был переименован во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). Была популярна даже песня о студентах того поколения художников, в которое входил и Ивановский:
Судьба моя несчастная, остался я один.
Учился в Вхутемасе я, окончил Вхутеин.
Ивановский попал под жернова цензуры. Его обвинили в формализме, перестали приглашать на выставки, его работы больше не покупали.
Это было очень непростое время для художника. Иван Васильевич выживал как мог. Брался за любую работу. Несмотря на то, что он и его творчество не нужны были стране Советов, за границей работы Ивановского продолжали экспонироваться. Он участвовал в «Художественно-кустарной выставке СССР» в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и Детройте, на «Выставке русского искусства» в Швейцарии, на выставке «Современное русское искусство» в Вене, на «Выставке советского искусства» в Берлине и в Париже.
В 1937 году в составе группы живописцев исполнил для Всемирной выставки в Париже панно «Канал имени Москвы».
Ещё одна знаковая работа художника «Кумушки», которая, благодаря Советскому фонду культуры, сегодня находится в Национальной галерее Республики Коми. Здесь, в присущей художнику манере, он запечатлел образы, которые легко подходят под любое время, любую эпоху и пространство.
Ивановский любил проводить лето на Волге в Васильсурске. Он приезжал туда в счастливую пору своей жизни с молодой женой и сыном. Прекрасная природа, огромные волжские дали, тишина и покой, семейное счастье создали духовное состояние, при котором органично и естественно рождались образы счастья, отдыха, любви. За четыре года поездок здесь была написана серия волжских пейзажей и органически родившаяся из самой жизни художника композиция «Материнство», изображающая его жену на лужайке.
В зимние и осенние месяцы конца 30-х годов И.В. Ивановский писал для Всесоюзной сельхозвыставки большие пейзажи-панно.
Осенью 1941 года ушёл добровольцем на фронт с московским ополчением. Под Смоленском он рядовым вступил в бой с врагом, но часть попала в окружение, и он, приняв на себя командование артиллерийским обозом, вывел его из окружения в районе Бородинского поля в октябре 1941 года. Затем был переведён в запасной 133-й стрелковый полк, дислоцированный в районе Йошкар-Олы Марийской АССР, в котором готовилось пополнение для фронтов. Там работал как художник части. Уже после войны в 1945-1947 годах Ивановский написал ряд картин на военную тему: «Друзья-товарищи», «В часы затишья», «В лесу прифронтовом», «Письмо с фронта».
Первая персональная выставка Ивана Васильевича прошла только в 1985 году, уже после его смерти.
По окончании выставки его вдова Татьяна Моисеевна Ивановская передала в Советский фонд культуры 170 живописных работ своего мужа с условием, что работы будут переданы в музеи страны. Российский фонд культуры это условие выполнил.
В Фонде осталось только 2 работы: написанные в спокойных тонах «Яхты» и редкая акварель «Физкультурник». Последняя, кстати, была данью времени. Советская власть, стремившаяся создать идеального человека будущего, большое внимание уделяла спорту и его пропаганде. И это затрагивало все сферы искусства – кино, книги, театр, живопись.
Здесь стоит упомянуть ещё об одной выставке, которая прошла сразу же после передачи картин Ивановского в Фонд культуры. Картины художника экспонировались в Звенигородском музее на выставке «Очарованье русского пейзажа».
Сегодня работы художника можно увидеть во многих музеях страны: Национальной галерее Республики Коми, Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Государственном художественном музее Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Курганинском историческом музее, Шебекинском историко-художественном музее, Пензенской картинной галерее им. К.А. Савицкого, Архангельском музее изобразительных искусств, Дальневосточном художественном музее.
Готовя этот материал, мы обратились в библиотечные фонды. Оказалось, что каталоги с выставок художника и книги о его жизни в библиотеках числятся, но все они у читателей на руках. Мы не нашли ни одной, что не может не радовать. Ивана Васильевича Ивановского помнят, его творчеством интересуются и через 40 лет после смерти художника.
И теперь мы можем ответить на вопрос в заглавии нашей статьи: «Неужели кто-то вспомнил, что мы были?..»
(1) И.В. Ивановский в минуты отдыха на Волге, (2) Пристань на Волге. 1930-е (Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»)
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры, открытые источники