Незабвенная Фро


Незабвенная Фро

Продолжая знакомить вас с судьбами художников XX века, чьи работы хранятся в коллекции Российского фонда культуры, сегодня мы вспоминаем Ефросинью Федосеевну Ермилову-Платову (1895-1974). Живописца, графика, художника, которую причисляют ко второй волне русского авангарда.

Произведения Ермиловой-Платовой попали в Российский фонд культуры благодаря выдающемуся человеку, искусствоведу Василию Алексеевичу Пушкарёву. Почти 40 лет он руководил Русским музеем в Ленинграде. Больше 10 лет возглавлял Центральный дом художника в Москве. А в последний период своей жизни по приглашению Дмитрия Сергеевича Лихачёва работал в Российском фонде культуры.

Про таких людей говорят, что они на своём месте. Василий Алексеевич привёл Русский музей в определённый порядок. При нём собрание увеличилось на 20 тысяч экспонатов. Он знал «в лицо» каждый из многочисленных предметов. Отправлял экспедиции на Север для поиска и спасения икон. Из заграничных командировок привозил целые коллекции художников-эмигрантов Ларионова, Гончаровой, Бакста, Серова, Добужинского и многих других.

Василий Алексеевич Пушкарёв на открытии выставки (справа). Начало 2000-х

Е.Ф. Ермилова-Платова. Автопортрет. 1934 г.

Давней мечтой Пушкарёва было создание Музея современного искусства. Под этот проект он собирал произведения мастеров XX века. И это не «джентльменский набор» ангажированных имён, эталонных для искусства соцреализма, а лично осмысленный ряд. Но осуществить задуманное Василий Алексеевич не успел. Когда в 2002 году он ушёл из жизни, коллекция осталась в Российском фонде культуры. Это более 500 произведений живописи, графики, скульптуры российских авторов.

Среди них – 16 картин Ефросиньи Федосеевны Ермиловой-Платовой, нашей сегодняшней героини.

Одно из основных направлений деятельности Фонда – помощь музеям российских регионов. Поэтому, когда возник вопрос о передаче коллекции Пушкарёва в музеи страны, часть попала в Художественный музей Ханты-Мансийска, другая – в Костромской музей.

Е.А. Расторгуев. Парикмахер и дама. Музей современного искусства. 1972 г.

Ефросинья Федосеевна Ермилова родилась в 1895 году в Таврической губернии. Детство провела в Крыму. Впервые начала рисовать в 11 лет, поразив учителя. Родственники подарили ей тогда ящичек с масляными красками. Уже через 4 года участвовала в выставке херсонских художников с двумя натюрмортами – «Гиацинт» и «Натюрморт с лампой». С тех пор мечтала стать художницей, но семья и слышать ничего об этом не хотела.

(Е.Ф. Ермилова-Платова о себе) «Окончив с медалью среднюю школу, легко поступаю на высшие женские курсы, в 1914 году – на историко-филологический факультет. Одновременно, по вечерам, рисую в школе К.Ф. Юона. Работаю сверх сил и заболеваю, приходится выбирать: или курсы, или школа, но так как успехи в рисовании были огромные, то оставляю всё».

Позже она училась в студии рисунка и живописи Ильи Машкова и Адольфа Мильмана. В Симферополе работала декоратором и инструктором детского творчества. Оформляла спектакли оперной студии Кастальского в Ялте.

Е.Ф. Ермилова-Платова. Сортировка фруктов. Картина написана художником во время работы в Крыму. 1919 г. (из коллекции Российского фонда культуры)

Е.Ф. Ермилова-Платова. Беспризорники. 1923 г. (из коллекции Российского фонда культуры)

Примерно в это же время судьба подарила ей встречу с блистательной Александрой Экстер, которую называли «амазонкой русского авангарда». Это была большая удача. Вместе с Экстер они оформляли постановки московских театров, рисовали эскизы костюмов, многие из которых сегодня хранятся в Бахрушинском музее в Москве. Источники работ этого периода у художниц очевидны: народная роспись, вывеска, лубок, икона.

Также под руководством Александры Экстер участвовала в художественном оформлении павильонов 1-ой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, предшественницы ВДНХ.

В этом году 100 лет со дня открытия выставки, ставшей уникальным архитектурно-художественным явлением, навсегда вошедшим в историю искусства. Выставку создавали великие художники и архитекторы своей эпохи: Алексей Щусев, Константин Мельников, Фёдор Шехтель, Сергей Коненков, Александра Экстер, Вера Мухина, Кузьма Петров-Водкин и многие другие. Экспозиции позволили посетителям узнать, как живут, работают и отдыхают граждане разных союзных республик. Это был «город-выставка». Именно так назвал её в своём очерке «Золотистый город» корреспондент газеты «Накануне». Этим корреспондентом оказался не кто иной, как Михаил Афанасьевич Булгаков.

Оскар Грюн. Плакат Главного выставочного комитета ВСХВ. 1922 г. Архив Музея современного искусства «Гараж»

Павильон «Махорка», созданный по проекту архитектора Константина Мельникова

В этом же году Ермилова вышла замуж за художника Фёдора Фёдоровича Платова (1895—1967) и стала Ермиловой-Платовой. Супруги переехали в посёлок Томилино под Москвой. И это был один из счастливейших периодов в жизни обоих. Здесь образовалось нечто вроде колонии, родственных по духу, молодых художников, которые почти каждый день собирались у Платовых. Они пили чай, разговаривали, спорили, писали друг друга.

(Ольга Ройтенберг об Е.Ф. Ермиловой-Платовой в своей книге «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…») «Как славно всё складывается для Ефросиньи Федосеевны, Фро, как называли её друзья. Радость общения ей нужна была как воздух. Тут она в кругу единомышленников – людей с широкими взглядами, острых на слово и на выдумку, полных горения и жажды свершений. Роднит всех общность творческих устремлений, отвага. Каждый приносит уйму интересных идей».

В Томилине, по соседству с Платовыми, жил и художник Самуил Яковлевич Адливанкин, чей портрет Ермилова-Платова написала в 1927 году. Сегодня работа хранится в Третьяковской галерее. Здесь же созданы серии пейзажей «Каменка», «Крым», «Абхазия», «На Днепре» и серия портретов актёров театра «Ромэн».

(Е.Ф. Ермилова-Платова о своём детстве) «В детстве ухаживала за цветами. Красоты Днепра, необыкновенные разливы, поездки на лодках, парусниках и маленьких катерах в город Никополь, в бурную и тихую погоду, запечатлелись на всю жизнь».

Е.Ф. Ермилова-Платова. Мужской портрет (С.Я. Адливанкин). 1927 г.

В середине 1920-х годов супруги подружились с художниками Александром Древиным и Надеждой Удальцовой. Им всем была близка идея «новой реальности», творимой мастером за счёт усиления языка живописи. Эта встреча принесла Платовым не только профессиональный опыт, но и тяжкие испытания. Именно на единомыслии с Древиным и Удальцовой и «подловил» их О.М. Бескин в своём докладе «О формализме». (О.М. Бескин в докладе «О формализме») «Как особую группу надо выделить Древина и Удальцову с примыкающими к ним Семашкевичем, Ермиловой и Платовым».

Их всех обвинили в формализме. Не давали возможности работать. Судьба Древина была самой печальной – «за контрреволюционную деятельность» он был арестован и после непродолжительного расследования в феврале 1938 года приговорён к высшей мере наказания. Реабилитирован 30 октября 1957 года за отсутствием состава преступления. Картины художника спасла от конфискации жена Надежда Удальцова, выдав их за свои.


Е.Ф. Ермилова-Платова. Карнавал в Парке культуры им. Горького. 1955 г.

За отказ писать портреты вождей Ефросинья Федосеевна Ермилова-Платова была исключена из Московского союза художников. И чтобы как-то заработать на жизнь приходилось браться за любую работу, перебиваясь случайными заработками.

В середине 50-х Ермилова-Платова всё-таки вернулась к живописи. К этому периоду относится её серия работ «Карнавал». Сумеречная по колориту, она воссоздаёт зловещий театр масок, словно олицетворяющий то, что было пережито страной в 1930-е годы. Их совместная с мужем выставка состоялась в Москве только в 1988 году уже после смерти художников. На ней были представлены работы разных лет.

(Ольга Ройтенберг об Е.Ф. Ермиловой-Платовой в своей книге «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…») «Неуёмная фантазия, спонтанность самовыражения, органичный примитивизм Ермиловой-Платовой – надёжное противоядие от стилизации, тем паче от эпигонства. Своё всё-всё любимое – её координаты».

Сегодня картины Ефросиньи Ермиловой-Платовой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московском музее современного искусства, Историко-архитектурном художественном музее «Новый Иерусалим», Оренбургском музее изобразительных искусств, в частных собраниях в России и за рубежом. В коллекции Российского фонда культуры – четыре ранние работы, написанные в 1919-1925 годах.

В завершении статьи хочется ещё раз вспомнить про Музей современного искусства, задуманный Василием Алексеевичем Пушкарёвым. Если он когда-нибудь будет создан, то работы выдающегося русского художника XX века Ефросиньи Федосеевны Ермиловой-Платовой бесспорно займут в нём достойное место.

Художники Е.Ф. Ермилова-Платова и Ф.Ф. Платов прожили вместе больше 40 лет

 

Е.Ф. Ермилова-Платова. Алупка. Домик у моря. 1937 г.

Е.Ф. Ермилова-Платова. Букет на столе. 1929 г.

Е.Ф. Ермилова-Платова. Верблюд на улице. 1933 г.

Е.Ф. Ермилова-Платова. Портрет артистки Рины Зелёной. 1943 г.

Е.Ф. Ермилова-Платова. На Днепре. 1925 г.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры, открытые источники.