Портрет Николая II


Портрет Николая II

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Император Николай II, его супруга Александра Фёдоровна, их сын Алексей, дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, доктор Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, повар Иван Харитонов и горничная Анна Демидова были убиты в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

Такой трагический финал был предрешён, говорят историки, когда весной 1917 года последний русский самодержец принял решение отречься от престола – во имя народа, во имя своих родных, во имя страны, которую искренне любил.

Сегодня в рамках проекта «Шпалерный зал», накануне 104-летия со дня гибели царской семьи, мы расскажем об экспонате из коллекции Российского фонда культуры – портрете императора Николая II кисти придворного художника Николая Шильдера. К слову, с работы этого художника «Искушение» и началась коллекция Павла Третьякова, который купил картину за недурные по тем временам деньги – 150 рублей.

После того как в 1917 году к власти пришли большевики, Россия столкнулась с массовым оттоком предметов культуры и искусства. За рубеж переправлялись объекты исторического наследия, картины выдающихся художников, фолианты и целые архивы. Бесценные экспонаты оседали в частных коллекциях, пополняли музеи европейских стран или попросту исчезали.

Для спасения культурного наследия, оказавшегося за пределами России после 1917 года, русскими офицерами в американском городе Лейквуде было основано российско-американское культурно-просветительское и благотворительное общество «Родина», которое просуществовало до 80-х годов XX века. Среди бережно сохранённых вещей – картины, книги, письма, награды, картины. Сотни редчайших экспонатов, которые в последствии стали основой коллекции самого большого музея всего русского зарубежья.

Один из основателей общества «Родина» Всеволод Павлович Стеллецкий вспоминал, что почётным гостей на открытии Исторического музея общества была последняя из рода Романовых, Её высочество княжна Вера Константиновна, покинувшая Россию в 12-летнем возрасте. Осматривая залы, княжна прошла в отдел, посвящённый Дому Романовых, с портретами монархов и их семей, и остановилась перед портретом государя Императора Николая II во весь рост и долго рассматривала его.

 

– Откуда у вас этот портрет? Обратилась княжна к сопровождавшему её Стеллецкому.

– Этот портрет, – ответил он, – когда-то висел в Российском консульстве в Нью-Йорке, Ваше Высочество, а нам их передал почётный член общества, даритель, князь Белосельский-Белозерский.

– Какой замечательный портрет. Даст бог, когда-нибудь он будет висеть не в музее, а в георгиевском зале в Кремле.

Княжна продолжала обходить армейскую и морские части музея. Когда в музее уже никого не осталось, она ещё раз обратилась к сопровождающему её человеку.

– Я ещё раз хочу посмотреть на портрет государя, – решительно заявила княжна.

Подойдя к портрету государя Николая II, она, пристально рассматривая образ царя в форме Его Императорского Величества лейб-гвардии Гусарского полка, то отходя, то подходя совсем близко, убедительно сказала:

– Я не была уверена, но сейчас определённо вижу, что во взгляде государя чувствуется тоска.

В 90-е годы прошлого века коллекция стала возвращаться на родину. Именно этого хотели все те, кто когда-то сохранил уникальные вещи. Экспонаты музея были тщательно упакованы и несколькими контейнерами отправлены в Россию.

.В течение осени 1994-весны 1995 года в Москву было передано около 40 тысяч единиц хранения, которые поступили в два адреса: предметы военной истории – в Центральный музей Вооруженных Сил, а предметы, представляющие художественную ценность, – в Российский фонд культуры.

Сейчас портрет государя Императора Николая II висит в Шпалерном зале Российского фонда культуры. Посмотреть его можно в дни открытых дверей или в Дни исторического и культурного наследия

На фото: семья Императора Николая II (1), докумены о смерти царской семьи (2), коробки с драгоценным грузом прибыли в Россию (3), портрет Императора Николая II из коллекции Российского фонда культуры (4)

 

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой.