Открытый лекторий «Культура 2.0» в Российском фонде культуры


Открытый лекторий «Культура 2.0» в Российском фонде культуры

В Российском фонде культуры состоялась выездная сессия Открытого лектория «Культура 2.0». С 29 ноября по 1 декабря 35 экспертов Открытого лектория провели 16 дискуссий, шоу-кейсов и мастер-классов. Организатор проекта — Российский фонд культуры.

 «Импульс притяжения» — один из тематических блоков программы, которую Открытый лекторий «Культура 2.0» представил в Москве. Эксперты рассказали об эффективных и новых подходах к поиску точек соприкосновения культурных учреждений друг с другом, с представителями бизнеса, местных властей и общественных движений. В фокусе внимания оказались вопросы о возможностях наставничества как инструмента для профессионального развития музейных сотрудников, сотрудничество творческих кластеров с музеями, об участии коммерческих компаний в социальных и культурных проектах.

Инклюзия в широком понимании этого термина также стала одной из ключевых тем Открытого лектория «Культура 2.0».  В рамках Открытого лектория «Культура 2.0» эксперты высказались о современном понимании роли человека и учреждений культуры в культурном пространстве, подчеркнули важность различного опыта и ценность каждого человека как личности вне социальных стереотипов.

Гости и участники Открытого лектория обсудили с экспертами, зачем нужна инклюзия в моде; как музей может стать одним из субъектов системы заботы в ближайшем окружении для людей старшего возраста; как музейные программы могут создавать позитивный социальный эффект.

29 ноября дискуссия «Город и искусство» открыла программу выездной сессии в Российском фонде культуры.  Ксения Васильева, директор АНО «Московская областная дирекция по развитию парков»; Марина Звягинцева, художник, основоположник паблик-арта в России; Лиза Савина, куратор, продюсер; Мария Туркина, куратор проектов АНО «Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» обсудили, как привлечь внимание инвесторов к региону и его культурным ценностям и какое место в настоящее время занимает современное искусство в городской среде.

Анастасия Гусева, заведующая Библиотекой и арт-резиденцией ШКАФ, представила шоу-кейс «Мультиформатное сотрудничество. Точки роста». Зачем вовлекать детей в процесс создания МАФ (малых архитектурных форм) для общественных пространств? Может ли ребенок восьми лет стать автором арт-объекта интерактивной зоны для городского фестиваля? Зачем крупным коммерческим компаниям принимать участие в социальных проектах?

В ходе дискуссии «Старшие» - «невидимая» аудитория?»  эксперты обсудили варианты взаимодействия музея с другими учреждениями и сообществами по работе с группами старшего поколения

В рамках шоу-кейса «Наставничество в музеях как инструмент профессионального развития» Анна Михайлова, основатель и директор АНО Центр содействия профессиональному развитию специалистов музейной сферы «Идеи для музеев», познакомила аудиторию с методами работы наставников и обсудила проблемы и задачи, с которыми наставляемые пришли в программу.

Владимир Плехов во время своего шоу-кейса рассказал про грантовые конкурсы программы для музеев и театров, а также про Третий всероссийский форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд» «Special view», который состоится в Москве в мае 2024 года.

Завершил первый день сессии шоу-кейс «Зачем рассказывать историю своего музея?» посвященный деятельности Чувашского национального музея по сохранению и актуализации своей истории.

30 ноября, в рамках второго дня выездной сессии Открытого лектория «Культура  2.0», Полина Фищенко менеджер отдела просветительской деятельности Филиала Третьяковской галереи в Самаре; Арина Гундрова, ученый секретарь музея «Новый Иерусалим», старший преподаватель кафедры мировой культуры МГЛУ; Мария Белиоглова, куратор музейно-просветительских программ Фонда «Будущее время»; Юлия Мачевская, заведующая филиалом «Мастерская Аникушина» Государственного музея городской скульптуры; Наталья Мачихина, методист по музейно-образовательной деятельности музея-заповедника «Царицыно» обсудили актуальные форматы работы с подростковой аудиторией в культурных институциях во время дискуссии «В диалоге с подростком».

В августе 2023 года в Переславле-Залесском состоялась премьера спектакля "Сквозь туман", проекта, сделанного в Переславле про Переславль с участием переславцев. Как идея авторов проекта - сделать спектакль для города при активном участии местных жителей - превратилась в театральную лабораторию для подростков; как команда лаборатории удалось создать спектакль, который стал открытием города для его жителей, а также частью туристического предложения Переславля - обо всем это рассказала на шоу-кейсе руководитель проекта Ольга Дмитриева.

На мастер-классе «Арт-медиация и инклюзия в культуре» Лариса Гринберг, независимый куратор, консультант программы «Моделирование успеха при запуске проекта», помогла разобраться, как сделать искусство инструментом социальной инклюзии

Также 30 ноября прошли дискуссия «Актуальность vs музей. Традиционность vs современность», шоу-кейс «Подростковый профилактический Социальный театр: чем полезен и социальной и театральной работе» и мастер-класс «Как учреждениям культуры маркировать рекламу в интернете?».

1 декабря, в завершающий день выездной сессии Открытого лектория «Культура 2.0», прошли шоу-кейсы «Зачем «Октава» сотрудничает с музеями?» и «Как жить в научном центре и создать свой музей»Мастер-класс «Неравные старты» познакомил с основными правилами корректной коммуникации с людьми с инвалидностью. Во время дискуссии «Зачем нужна инклюзия в моде. Инклюзивная мода – что это, как и для кого?» эксперты обсудили следующие вопросы: что такое инклюзивный дизайн одежды? Как найти баланс между красотой и функциональностью? Как новые технологии проектирования и производства помогают в создании инклюзивной одежды?