Иван Айвазовский: «Море — это моя жизнь»


Иван Айвазовский: «Море — это моя жизнь»

29 июля 1817 года в Феодосии родился русский художник, один из величайших мастеров морского пейзажа Иван Константинович Айвазовский.

За свою долгую жизнь художник написал больше 6000 картин. Сегодня они рассыпаны по всему свету – в государственных музеях и частных коллекциях, в России и за границей. Определить местонахождение каждой не представляется возможным, но мы расскажем о тех, в судьбах которых Российский фонд культуры принимал непосредственное участие.

(Председатель Российского фонда культуры Никита Сергеевич Михалков) «Почти за 40 лет своего существования Фонду удалось вернуть в Россию более 100 тысяч единиц хранения, среди которых памятники мировой и отечественной культуры. Мы гордимся, что благодаря Российскому фонду культуры наши исконно русские и значимые предметы искусства возвращаются на Родину, коллекции архивов и музеев страны пополняются уникальными экспонатами, и наши граждане получают возможность увидеть их на выставках и в экспозициях. Вы знаете, даже если бы Фонд занимался только этим, то это уже имело бы огромное значение».

Иван Константинович писал с феноменальной скоростью – примерно по 100 картин в год. И часто повторял: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь».

Дольше всего, 10 дней, живописец работал над полотном «Среди волн». Эта самая большая картина мастера. Её длина превышает четыре метра, а высота – почти три метра. Известен случай, когда Айвазовский, работая над картиной, поспорил с мужем дочери Константином Арцеуловым, который служил корабельным инженером. Тот упрекал тестя в неточности изображения лодки с людьми на заднем плане. «И как это корыто держится у Вас на поверхности!» – негодовал он. Айвазовский пришёл в ярость, кричал. Однако утром лодку всё же замазал. Художнику тогда был 81 год.

Среди волн. 1898 г. (Феодосийская картинная галерея)

Айвазовский – один из наиболее часто подделываемых живописцев. С этим столкнулся и Российский фонд культуры.

Сын царского контр-адмирала Николай Павлович Остелецкий являлся председателем Морского собрания в Париже и владел тремя картинами Айвазовского, которые достались ему по наследству – «Адмирал В.А. Корнилов», «Капитан 1-го ранга Реймерс на 4-ом бастионе», «Бой фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами». Когда же организация прекратила своё существование, Остелецкий решил вернуть картины в Россию. Искусствоведческая экспертиза подтвердила подлинность первых двух работ, а вот третья вызывала сомнения.

(Эксперты Государственной Третьяковской галереи) Работа неизвестного художника второй половины XIX века «Бой фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами» поступила в Фонд культуры как произведение И.К. Айвазовского. По изображённому мотиву картина близка работам знаменитого мариниста. Однако характер живописного исполнения не соответствует манере Айвазовского. Исследование полотна в УФЛ и бинокулярную лупу также не дали возможности подтвердить авторство художника. Можно предположить, что картина является копией, исполненной во второй половине XIX века с неизвестной нам картины И.К. Айвазовского».

После прибытия в Москву картины были представлены на выставке даров Российского фонда культуры, на которой ежегодно демонстрировались произведения искусства, поступившие в страну из-за рубежа. После выставки работы были переданы в Военно-исторический музей Черноморского флота в Севастополе, где они экспонируются уже больше 30 лет.


Адмирал В.А. Корнилов (Военно-исторический музей Черноморского флота в Севастополе)

Капитан 1-го ранга Реймерс на 4-ом бастионе (Военно-исторический музей Черноморского флота в Севастополе)


Картина «Гурзуф ночью. Дорога вдоль моря» была приобретена американским бизнесменом на лондонском аукционе Кристис специально для Советского фонда культуры в 1987 году. Надпись слева внизу Aivazovsky не вызвала сомнений в подлинности авторства. Эта картина, как и следующая о которой пойдёт речь, были переданы в Армянский фонд культуры для Музея И.К. Айвазовского в Ереване.

Ещё в 1987 году во время визита Михаила Сергеевича Горбачёва в США, представители Всеармянского благотворительного союза в Нью-Йорке супруги Шагинян передали Раисе Максимовне Горбачёвой картину Айвазовского «Петербург. Вид на стрелку Васильевского острова». Работа была написана за 2 года до смерти художника.

Гурзуф ночью. Дорога вдоль моря. 1895 г. (Национальная картинная галерея Армении)

В Российском фонде культуры экспонируются крошечные миниатюры Ивана Константиновича «Утро», «День», «Вечер» с изображениями кораблей русского флота. Они сохранились в семье внука художника Алексея Ганзена, эмигрировавшего в Сербию в 1920 году.

А в витрине под стеклом выставлен небольшой этюд, вмонтированный в фотопортрет художника. Говорят, что таких работ у Айвазовского было много, и при каждом удобном случае он дарил их гостям, заранее предусмотрительно поместив в мини-рамки. Однажды на праздничном обеде Иван Константинович сказал гостям: «Простите, не успели приготовить десерт». Только он это произнёс, как открылись двери и в зал торжественно внесли тарелки. На каждой из них была маленькая живописная работа кисти художника.

Миниатюры И.К. Айвазовского (из коллекции Российского фонда культуры)

Этюд, вмонтированный в фотопортрет И.К. Айвазовского, и миниатюры в декоративном щите (из коллекции Российского фонда культуры)

Ещё одной жемчужиной Шпалерного зала Российского фонда культуры является картина «Встреча русского корабля с турецким парусником». Долгое время работа находилась в архиве культурно-просветительного и благотворительного общества «Родина» в американском Лейквуде, но в 2000-х вернулась на Родину.

Иван Константинович Айвазовский прожил длинную жизнь. Он ездил по миру, устраивал выставки, в родной Феодосию открыл «общую мастерскую», в которой сам и преподавал. Много писал крымские пейзажи, но всё-таки главной темой в творчестве великого художника всегда оставалось море.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: Российский фонд культуры, Военно-исторический музей Черноморского флота в Севастополе, открытые источники.

Российский фонд культуры благодарит Военно-исторический музей Черноморского флота в Севастополе за помощь в подготовке материала