Письма Чайковского
Петра Ильича Чайковского не стало в ночь с 24 на 25 октября 1893 года. Несмотря на героические усилия врачей, великий композитор скончался в Петербурге в возрасте 53 лет.
Его жизнь проходила на виду у общественности. Казалось бы, о Петре Ильиче известно всё, но по-прежнему появляются детали биографии, доселе неизвестные историкам и музыковедам. Особый интерес представляют письма Чайковского, о пяти из которых расскажем сегодня в спецпроекте Российского фонда культуры.
В 1989 году художник-реставратор из Ленинграда Алексей Георгиевич Евдокимов передал в Советский фонд культуры пять писем-автографов Петра Ильича Чайковского, адресованные «капельмейстеру Мариинского театра» Эдуарду Францевичу Направнику. Проведённая экспертиза подтвердила, что письма и адреса на конвертах вне сомнения написаны рукой Чайковского. Хранились письма, по всей вероятности, в плохих условиях, так как бумага пересохла, а на листах имелись изгибы, один из которых был порван.
Написаны они в период с 19 февраля 1892 года по 22 июля 1893 года. И сегодня являются уникальным эпистолярным свидетельством дружбы между композитором и дирижёром.
Эдуард Францевич Направник (1839 – 1916) в течение 50 лет был главным дирижёром Мариинского театра. Его называли «Генералом Мариинки». Репертуар Направника включал 150 опер, 80 из которых были разучены впервые. Среди них и семь опер Чайковского, в том числе «Мазепа», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Иоланта». Когда-то письма хранились в семье Направника у дочери Эдуарда Францевича, которая погибла в 1942 году во время блокады Ленинграда при невыясненных обстоятельствах. Письма Чайковского после её смерти исчезли. Первые два конверта Пётр Ильич отправил из села Майданово и из Москвы в Петербург по адресу: «Крюков канал, близ Мариинского театра, дом Тупикова», где жила семья Направника. В то время Эдуард Францевич работал над музыкально-драматической поэмой «Дон Жуан», но работа шла трудно. Чайковский, желая помочь другу, берётся поговорить с музыкальным издателем о публикации произведения, но попытки оказались тщетными. В издательстве не верили в успех «Дон-Жуана» и поэтому гонорара, даже в скромных размерах, уплатить не могли. |
Главный дирижёр Мариинского театра Эдуард Францевич Направник |
Летом того же года оба музыканта оказались за границей, «на водах». Пётр Ильич — в Виши во Франции, а Направник — в Швейцарии в местечке Энгельберг кантона Ун-Фервальден, куда и адресовано третье письмо от 3 июля 1892 года.
(Из переписки П.И. Чайковского с Э.Ф. Направником) «Радуюсь также, — пишет Пётр Ильич, — что скоро тебе приходится домой уехать и страшно, болезненно завидую тебе! Жду не дождусь, когда наступит и мой черёд уехать домой, ибо с самого первого момента выезда и до сих пор не перестаю ни на минуту скучать и тосковать. Только в Париже дня три провёл приятно».
Пять писем П.И. Чайковского, адресованные другу Э.Ф. Направнику
Четвёртое и пятое письма были отправлены Чайковским из Клина в 1893 году. Пётр Ильич тогда работал над своим последним произведением «Шестая симфония».
(Из переписки П.И. Чайковского с Э.Ф. Направником) «Очень рад, что могу, наконец, смирно сидеть у себя и отдавать большую часть времени труду, а то праздность начинала тяготить меня».
10 октября 1893 года Пётр Ильич приехал в Петербург дирижировать уже дописанной Шестой симфонией. К величайшему огорчению Чайковского, работа не имела настоящего успеха. Овации публики были обращены более к личности всеми любимого композитора, чем к новому произведению.
Через две недели после этого события Чайковского не стало. По воспоминаниям сына Эдуарда Францевича Направника, утром 21 октября Пётр Ильич, остановившийся у своего брата Модеста Ильича на Малой Морской, пошёл к Направнику, но по дороге почувствовал недомогание и вернулся домой. Скоро обнаружились признаки холеры, эпидемия которой была тогда в Петербурге.
Стол, за которым была написана последняя Шестая симфония, в Музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину |
Автограф Петра Ильича Чайковского |
(По воспоминаниям Владимира, сына Эдуарда Францевича Направника) «6 ноября того же 1893 года Шестая симфония была повторена в зале Дворянского собрания под управлением моего отца. Я был тоже на первой репетиции. Отец, волнуясь, обратился к оркестру с несколькими прочувствованными словами о Петре Ильиче. Шестая симфония произвела сильнейшее впечатление и имела громадный успех».
Но величайший композитор об этом уже не узнал
10 опер, 3 балета, 7 симфоний и большое количество произведений для оркестров и отдельных инструментов — именно такое наследие оставил после себя главный русский композитор. А письма эти сегодня хранятся в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину, куда их передал Российский фонд культуры. Но надо сказать, что переписка между двумя величайшими музыкантами не ограничивается пятью письмами. Они продолжают всплывать на аукционах и в частных собраниях даже спустя 130 лет после смерти Петра Ильича Чайковского.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: Российский фонд культуры, открытые источники