Пути-дороги фронтовика


Пути-дороги фронтовика

607 работ своего мужа – советского графика, художника книги, участника Великой Отечественной войны Николая Александровича Шишловского – передала в Российский фонд культуры художница Александра Иосифовна Лигачёва. Передала после посмертной выставки Шишловского, которая состоялась в сентябре 1985 года в зале МОСХа на Беговой улице в Москве.

Отби­рая работы на выставку, Александра Иосифовна хотела показать публике весь диа­пазон творчества талантливого художника. Выставка поражала географией и выразительностью каждого пейзажа, созданного Шишловским в разных уголках Советского Союза – будь то Москва, провинциальный городок России, площадь Самарканда или заповедная часть Крыма. Автор часто работал большими сериями. В их числе – «Порт», «Среднеазиатская», «Прибалтийская», «Крымская», «Среднерусская» и «Дальний Восток».

Выставка стала значимым событием в культурной жизни Москвы, вот только сам художник этого не увидел. За год до упомянутой выставки он погиб в пожаре в собственной мастерской на Верхней Масловке. В огне сгорели и многие работы художника, а те, что удалось спасти, были покрыты копотью и с обугленными краями.

Художник Николай Александрович Шишловский
Художник Николай Александрович Шишловский

Среди них оказались и фронтовые рисунки, которыми художник особенно дорожил, и именно они сегодня возвращают нас к фронтовым дорогам художника. Среди них оказались и фронтовые рисунки, которыми художник особенно дорожил, и именно они сегодня возвращают нас к фронтовым дорогам художника.

В мастерской художника. Н.А. Шишловский. 1973 г.

Николай Александрович Шишловский родился в 1907 году в Нижнем Новгороде. С детства рисовал, любил мастерить, клеить, делал всё в доме своими ру­ками. Эта любовь к ремеслу сохранилась у Николая Александровича на всю жизнь, заставляя его постоянно что-то придумывать, искать новое в ри­сунке, гравюре, керамике, гобелене. Шишловский окончил факультет графики Саратовского художественного училища. С 1932 года жил в Москве, работал в области книжной иллюстрации. Только в издательстве «Художественная литература» оформил около 20 книг. Среди них – произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского. Широкую известность получили его иллюстрации к «Фронтовым стихам» Твардовского.

     Рисунки Н.А. Шишловского к «Фронтовым стихам» А.Т. Твардовского

От природы художник обладал удивительно точным глазом, умел быстро передать очертания местности, архитектурные детали, характеры людей – их внешность, манеру одеваться, даже походку. Эти ка­чества особенно пригодились ему на фронте. В ряды Красной армии художник записался добровольцем. Первой его работой стал портрет советского Воина-героя. Шишловский часто выезжал на передовую. Работал в газетах Волховского, Карельского и Дальневосточного фронтов, среди которых «В бой за Родину» и «Сталинский воин». Награждён орденом Красной звезды.

Там же, на Дальневосточном фронте, художник навсегда полюбил Дальний Восток, который впоследствии, уже после войны, стал неотъемлемой темой его работ.

На Дальнем Востоке. Н.А. Шишловский. 1975 г.
На Дальнем Востоке. Н.А. Шишловский. 1975 г.

Николай Александрович Шишловский много путешествовал по Советскому Союзу. Был в Китае, Японии, Корее. Много рисовал в дороге. В его листах причуд­ливая архитектура русского Севера соседствует со среднеазиат­скими мотивами, камчатские сопки – с природой средней полосы России, пушкинскими местами.

Художник любил экспериментировать. Он использовал различные приёмы в графических смешанных техниках, в оттисках с картона, стекла. Один и тот же сюжет прорабатывал по несколько раз. Вот серия «Порты». Людей здесь почти нет. Однако за могучими силуэтами портовых кранов, корабельных снастей чувствуются по­стоянное присутствие человека, его напряжённый труд и воля.

В порту. Н.А. Шишловский. 1980 г.
В порту. Н.А. Шишловский. 1980 г.

В последние годы жизни расписывал гобелены, в которых не только постигал секреты древнего ремесла, но и стремился выразить в новом для себя виде творчества всё богатство, накопленное другими. Таковы его гобелены «Космос» и «Устремление». Среди гобеленов, созданных с помощью сложных плетений и ап­пликаций, были такие, как «Хатынь» и «Вечный огонь», в которых художник стремился выразить свои переживания военных лет, трагедию жертв войны и память о них новых поколений.

Всех, кто знал Николая Александровича, поражала его творческая и жизненная энергия.

В Батуми. Н.А. Шишловский. 1950-е гг.
В Батуми. Н.А. Шишловский. 1950-е гг.
В Москве. Н.А. Шишловский. Смешанная техника, 1972 г.
В Москве. Н.А. Шишловский. Смешанная техника, 1972 г.
Павильон Сибири. ВДНХ. Н.А. Шишловский
Павильон Сибири. ВДНХ. Н.А. Шишловский
Новый Владивосток. Н.А. Шишловский. 1979 г.
Новый Владивосток. Н.А. Шишловский. 1979 г.
Улочка в Гурзуфе. Н.А. Шишловский. 1975 г. (из собрания Российского фонда культуры)
Улочка в Гурзуфе. Н.А. Шишловский. 1975 г. (из собрания Российского фонда культуры)
Узбекский дворик. Н.А. Шишловский. 1979 г.
Узбекский дворик. Н.А. Шишловский. 1979 г.

И сегодня, почти 40 лет спустя после трагической смерти художника, его пути-дороги продолжаются. Познакомиться с многообразием творчества Николая Александровича Шишловского можно в Шебекинском историко-художественном музее (Белгородская область), в Доме-музее народного художника СССР В.А. Игошева (Ханты-Мансийск), в Российском фонде культуры (Москва) и многих других музеях, где хранятся работы этого удивительного мастера своего дела. Мастера, который до последней минуты служил своему высокому призванию Художника.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: открытые источники, архив Российского фонда культуры