«Рисунки для себя». М.В.Добужинский


«Рисунки для себя». М.В.Добужинский

Его имя было широко известно в дореволюционной России. Он дружил с Михаилом Чеховым, входил в образованное Дягилевым и Бенуа объединение «Мир искусства», оформлял театральные спектакли Московского художественного театра.

В преддверии 150-летия со дня рождения блестящего русского художника, декоратора, писателя Мстислава Валериановича Добужинского, которое отмечается в 2025 году, начинаем серию публикаций о его жизни и творчестве. Сегодня рассказываем о ранее неопубликованных рисунках мастера из коллекции Российского фонда культуры.

Визитной карточкой Добужинского был городской пейзаж. Он много рисовал Петербург, но не парадные проспекты и площади, а «изнанку» города — дворики, улочки, окраины.

(Из воспоминаний М.В. Добужинского) «...Эти задние стены домов — кирпичные брандмауэры с их белыми полосами дымоходов, ровная линия крыш, точно с крепостными зубцами — бесконечными трубами, — спящие каналы, чёрные высокие штабеля дров, тёмные колодцы дворов, глухие заборы, пустыри».

Впоследствии покинув Петербург, Добужинский часто путешествовал, жил в разных странах. Но куда бы не забрасывала судьба, он неизменно продолжал искать и рисовать скрытую душу каждого нового города.

Первым в собрании Фонда появился рисунок «Вид узкой улицы». Работа сделана в Литве, куда Добужинский переехал в 1924 году. Здесь он прожил вплоть до начала Второй мировой войны. Учил молодых художников, время от времени работая в Европе как сценограф. В 1940-е годы ему почти не заказывали оформления книг — менялись вкусы публики, и художник явно «выходил из моды». Поэтому он часто стал рисовать «для себя», и почти всегда — так любимые им городские пейзажи. Литовская серия художника была одной из самых многочисленных.

Художник в мастерской

(Литовский поэт Казис Брадунас) «Надо помнить, что время и прошедшие войны сегодня не оставят и следа от зафиксированного изящной рукой художника объекта (деревянной церквушки, ворот в храм, придорожной часовенки или креста). Они существуют для нашей культуры только в единственном месте — в рисунке Добужинского».

«Вид узкой улицы» пришёл в дар из Лондона от представительницы известного княжеского рода Софьи Владимировны Сатиной, племянницы композитора Сергея Рахманинова. В своём письме она просила передать работу в Музей С.В. Рахманинова «Ивановка» в Тамбовской области. Что и было сделано сотрудниками Фонда.

Известно, что дружба Добужинского и Рахманинова началась ещё в России. Оба они родились на новгородской земле, оба творчески и семейно связаны с Тамбовщиной. Сергей Васильевич Рахманинов поддерживал Добужинского за границей — в Нью-Йорке композитор посоветовал «Metropoliten Opera» поставить «Пиковую даму» с декорациями Добужинского.

(Из воспоминаний М.В. Добужинского) «…Но после долгих колебаний дирекции по разным посторонним соображениям оказалось, что опера Чайковского поставлена быть не может, и тогда мне, как бы взамен «Пиковой дамы», было предложено сделать декорации к «Балу-маскараду» Верди. Таким образом, это вышло как бы «с лёгкой руки» Рахманинова».

И, видимо, тогда же подарил «Вид узкой улицы», который позже оказался у Сатиной. А после смерти великого композитора написал о нём свои воспоминания.

С началом Второй мировой войны в Литве оставаться было опасно, поэтому по приглашению Михаила Чехова Добужинский уезжает в США. Как рассказывали близкие художника, перед отъездом он собрал все «рисунки для себя» и увёз их с собой.

Вид узкой улицы. Каунас, 1939 г.


Эти удивительные работы хранились в архиве Николая Осиповича Гришковского, с которым Добужинский был знаком по «Миру искусства». Оказавшись в США, показывал свои произведения на выставках, организованных в первую очередь для литовцев-эмигрантов. Помогал ему в этом именно Гришковский, за что художник подарил «милому Никке» несколько своих работ. На рисунке «Литовский крест» внизу листа есть дарственная надпись: «Милому Никке Осиповичу вместе со мной потевшему над устройством одной выставки в Бостоне. МДобуж. 7 мая 40 года». Карандашный рисунок, сделанный, видимо, незадолго до отъезда в Америку — печальный клин улетающих птиц. Добужинский покидал Родину навсегда.


Литовский крест. 1939 г. (из коллекции Российского фонда культуры)

Церковь в Бостоне ночью. 1940 г. (из коллекции Российского фонда культуры)


Пастель «Церковь в Бостоне ночью» написана в 1940 году. С марта по сентябрь художник жил в Бостоне, где проходила одна из его выставок. По оценке экспертов работа относится к числу выдающихся произведений графического искусства и обладает высокой художественной ценностью.

Путешествуя по Америке, Добужинский продолжал любимую тему городского пейзажа. Судя по подписи, эта работа выполнена в июне 1944 года. Почти полгода художник провёл в Вашингтоне, готовя библиографию по русскому искусству для Библиотеки Конгресса. Именно тогда он создал множество рисунков с видами сельских домиков (вилл), которые предназначались под слом. Хорошо известна его серия, выполненная в Нью-Порте в 1945 году.

Эта декоративная композиция нарисована на кальке карандашом. Подобные эскизы делались обычно для больших панно и монументальных росписей.


Декоративная композиция. 1940-е (из коллекции Российского фонда культуры)

Вилла. 1944 г. (из коллекции Российского фонда культуры)


В 40-х Добужинский исполнил ряд проектов, связанных с росписью интерьера в отеле, в частном доме, в магазине Нью-Йорка. Возможно, эскиз был создан в этот период творчества. Здесь стилизованное изображение пейзажа близко известным работам и манере М.В. Добужинского.

Живя в Европе, а затем в Америке Мстислав Валерианович Добужинский, в сущности, продолжал оставаться русским художником. Любимыми городами он называл Новгород, где родился, Петербург, где расцвёл его талант, и Вильнюс, где прожил больше 20 лет. И по свидетельству сына, Ростислава, «вся его основа, весь «фундамент» его культуры и его личности были русские».

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: открытые источники, Российский фонд культуры