Русский Сезанн


Русский Сезанн

Критики часто называли его «Русским Сезанном». И находили в картинах влияние могучей живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Хотя сам мастер, замечательный художник Сергей Иванович Петров (1918-2006), почти всю жизнь проживший в Болгарии, но всегда считавший себя русским, говорил, что наибольшее влияние на него оказали Рембрандт, Ван-Гог и Руо.

Он родился в России в 1918 году в Челябинске, а умер в 2006 году в Софии, почти в полной нищете. Кавалер двух орденов Кирилла и Мефодия, прекрасный живописец Петров оказался почти невостребованным в новые времена. И лишь слава, в конце жизни пришедшая в России благодаря Российскому фонду культуры, скрасила ему последние годы.

Его отец, болгарин по происхождению, сумел создать своё собственное, крепкое хозяйство в деревне Першино, рядом с Челябинском. В год великого перелома несколько болгарских семей, живших в СССР, обратились с письмом к болгарскому монарху Борису III с просьбой принять их на исторической Родине. И чудо произошло. Будущий художник с родителями переехал в местечко Копривец, а накануне второй мировой они поселились в Софии.

Но Урал, русские горы и долины навсегда остались с мастером. Может быть, оттуда он вынес свою манеру письма, свой мощный, суровый, фактурный стиль.

Дальше была гимназия, Академия Художеств, где Сергей Иванович обучался у знаменитых болгарских художников, европейски образованных педагогов Николо Маринова и Илии Петрова. Во время оккупации вместе с родителями помогал партизанам – за эту помощь принял смерть его отец. Но никогда ни он, ни его мать, простая русская крестьянка, не искали никаких льгот и наград, хотя могли получить их по существовавшим болгарским законам. «Убили моего отца, и я не могу получать деньги за его смерть», – говорил он.

Художника часто называли «Русским Сезанном» Художника часто называли «Русским Сезанном»

Надо сказать, что Сергей Иванович и дальше всегда поступал так, как подсказывала совесть. Отказывался писать партийных бонз, хотя портретистом был замечательным и умел очень точно схватить какое-то душевное движение, присущее герою его работы. Но, пожалуй, наибольшего успеха этот удивительно талантливый человек достиг в пейзажах.

Тюльпаны. 1997 год
Тюльпаны. 1997 год

Автопортрет С.И. Петрова


Болгарские древние городки, медовые горы Мелника, местечко Копрившиц, спрятавшееся неподалёку от долины роз, узкие улочки Добруджа, Родопи, Трявны. Несколько раз он выезжал на пленэры в СССР, и его привлекали, естественно, не громады строек. Он писал северные деревни, поля Чувашии под тяжёлым серым небом. Петров больше использовал в натюрмортах яркие, сочные краски.

Деревня в Чувашии

Деревня в Чувашии

Колористом Сергей Иванович был исключительным.

Цвет его картин нёс какую-то потрясающую жизненную силу. Его работы возвращали к лучшим поискам русской живописи 1920-х годов. Недаром Председатель Российского фонда культуры Н.С. Михалков говорил, открывая выставку Петрова в Болгарском культурном центре на Ленинградском проспекте в Москве, что стиль Сергея Ивановича напоминает ему работы его деда, Петра Петровича Кончаловского».

Сергей Иванович Петров, 1980-е годы

Сергей Иванович Петров, 1980-е годы

Именно с Российским фондом культуры связана слава мастера в последние годы жизни. В ноябре 1998-го состоялась уже упоминавшаяся выставка в Москве. Потом последовал вал публикаций. Привыкшие и не удивляющиеся ничему искусствоведы и художественные критики не скупились на похвалы. Имя художника, долгое время бывшее в тени, буквально заблистало на небосклоне современного искусства.

Натюрморт

Так художник подписывал свои работы – СерП

Сергей Иванович всегда подписывал свои работы «СерП». На следующий год выставка мастера открылась в его родном Челябинске, в областной художественной галерее, а затем совместными усилиями Фонда культуры и РАО «ЕЭС России» ещё более 300 работ мастера были переданы в Россию.

Несмотря на то, что большую часть своей жизни Сергей Иванович Петров прожил в Болгарии, он всегда ощущал себя русским и гордился паспортом СССР. Российского гражданства оформить не успел. 

Материал подготовлен главным хранителем Российского фонда культуры Ольгой Земляковой совместно с историком и исследователем русской эмиграции Виктором Леонидовым.

Фото: Российский фонд культуры