Жизнь и театр Сергея Судейкина


Жизнь и театр Сергея Судейкина

Ровно 78 лет назад, 12 августа 1946 года, в Нью-Йорке умер один из самых величайших живописцев XX века Сергей Судейкин.

Сегодня имя этого театрального художника и графика незаслуженно забыто, а ведь когда-то ему посвящали стихи Ахматова, Брюсов, Гумилёв. Он оформлял спектакли для труппы Анны Павловой и для Метрополитен-опера. Работал с Сергеем Дягилевым в Париже и дружил с художником Александром Бенуа. Но последние годы жизни Сергея Судейкина прошли в полном забвении и нищете.

Будущий художник появился на свет в семье подполковника Георгия Порфирьевича Судейкина – легенды российского сыска, ставшего прототипом известного литературного сыщика Эраста Фандорина. Но насладиться отцовством Судейкину старшему не довелось – он был зверски убит собственным агентом. Серёже тогда едва исполнился год. От отца будущему живописцу достался авантюризм, вера в свой талант и предприимчивость, а также харизма и умение очаровывать нужных людей. По рассказам друзей и коллег Сергей Судейкин был «аристократически» высокомерен, утончён, обладал энциклопедическими знаниями в сфере искусства и даром излагать их как истинные откровения.

Окончив гимназию, Судейкин переехал в Москву, где поступил в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у А.М. Васнецова, Л.О. Пастернака, В.А. Серова, К.А. Коровина. Последний считал Судейкина одним из лучших своих учеников, сам же студент очень уважал учителя и называл себя художником, «идущим от Коровина».

Начало карьеры Судейкина, как театрального художника, пришлось на конец 1890-х, когда он стал оформлять спектакли для оперной антрепризы С.И. Мамонтова в театре «Эрмитаж» в Каретном ряду, а позже и для многих театров Москвы и Петербурга.

После революции 1917 года художник эмигрировал из России – сначала во Францию, а потом в Америку. Судейкин относится к первой волне эмиграции. Она была наиболее многочисленной из всех – это в основном уже состоявшиеся мастера, известные не только в России, но и в Европе. Живописцы Константин Коровин, Александр Бенуа, Василий Кандинский, Марк Шагал, Сергей Судейкин.

Поначалу жизнь в США складывалась как нельзя лучше. Судейкин оформлял оперные и балетные спектакли для Метрополитен-опера, а в 20-е годы XIX века участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке, Чикаго, Брюсселе, Уилмингтоне (США). Даже провёл персональные выставки в Нью-Йорке, Чикаго, Питтсбурге.

Судейкин легко влился в новый для себя мир, но тоска по Родине не покидала художника до конца жизни. Он всегда мечтал, чтобы его картины дошли до России, но связь с СССР была практически прервана. Судейкин был плохим бизнесменом – выгодно продать свои работы у него не получалось. Многие произведения он подарил друзьям, коллегам и просто малознакомым людям. В конце жизни художник решил вложить все свои сбережения в американское кабаре с русским названием «Привал комедиантов», украсив его своими замечательными панно. Предприятие оказалось убыточным. Судейкин разорился.

Сегодня в коллекции Российского фонда культуры хранятся две картины Сергея Судейкина – «Портрет мужчины с бутылкой» (в английской версии A young man) и «Набросок для театрального занавеса». Обе работы датируются 1930-м годом.

Первая была передана сотрудникам Фонда в дар Клубом коллекционеров изобразительного искусства, возглавляемым его бессменным председателем Валерием Дудаковым, 27 апреля 1997 года. В тот день коллекционеры, в недавнем прошлом проклинаемые за «частнособственническое» собирательство, преподнесли Российском фонду культуры поистине фантастические подарки, среди которых была и прекрасная картина одного из самых изысканных мастеров Серебряного века Сергея Судейкина.

Искусствоведы сходятся во мнении, что «Портрет мужчины с бутылкой» обладает высокой художественной ценностью и является памятником культуры, который представляет музейный интерес. По стилистическим признакам картина соответствует графическим работам Судейкина 30-х годов прошлого века. Подпись снизу с правой стороны портрета выполнена графитным карандашом и полностью отвечает эталонным подписям художника. Надо отметить, что Судейкин всегда по-разному подписывал свои работы, иногда стилизуя свой автограф.

Вторая работа «Набросок для театрального занавеса» до недавнего прошлого была жемчужиной художественного отдела Музея общества «Родина» в американском городе Лейквуде. Картина относится к последнему периоду жизни художника. Это дар от семьи Дункель, о чём свидетельствует надпись на обратной стороне полотна. Картина была подарена 30 марта 1975 года.

Работа написана красиво на высоком профессиональном уровне, говорят искусствоведы. Это значит, что и в конце жизни выдающийся художник не утратил свой великий дар.

Обе картины гения Сергея Судейкина можно посмотреть в Шпалерном зале Российского фонда культуры в дни открытых дверей или в Дни исторического и культурного наследия.

Автопортрет С. Судейкина (1); «Чаепитие «под машину», 1930 г. (2); «Портрет мужчины с бутылкой», 1930 г. (3); подпись Сергея Судейкина (4); «Набросок для театрального занавеса», 1930 г. (5); Оборотная сторона картины «Набросок для театрального занавеса», 1930 г. (6)

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой.