Сибиряк из Парижска


Сибиряк из Парижска

15 марта 2002 года в Париже скончался один из выдающихся русских художников XX века Эдуард Леонидович Зеленин.

(«Сибиряк из Парижска» – выражение, придуманное Владимиром Высоцким для Эдуарда Зеленина)

Покинув СССР в 70-е годы, Эдуард Зеленин до конца своих дней прожил во Франции, но французского подданства не принял. Он безмерно тосковал по России – Сибири, Новокузнецку, тайге. Его до последнего не оставляла надежда быть понятым в своей родной стране. Он мечтал о больших выставках в Москве, Ленинграде, Владимире, Свердловске и милом его сердцу Новокузнецке. И, казалось бы, что его небольшая экспозиция, организованная Российским фондом культуры, станет первой в череде масштабных проектов, но она так и осталась единственной прижизненной выставкой художника на Родине.

«Прелесть, как здесь красиво, да всё чужое, – писал Зеленин. – Где я ни был за этот год. И Америка, и Англия, Германия, Испания, Бельгия, Швеция, Италия… А всё тянет увидеть наши сибирские…»

Художник Эдуард Зеленин. 1970-е

Родился Эдуард Зеленин «во глубине сибирских руд», а именно в Новокузнецке. Там рос, ходил в обычную советскую школу. Мама, одна воспитывающая Эдика, работала на Новокузнецком металлургическом комбинате, водила паровоз, нагруженный металлом. Жили они на улице Бардина-6, позднее – на улице Кирова-33. Рисовать Эдик начал в 12 лет, занимался в изостудии Дворца пионеров. В среднюю художественную школу при Академии художеств в Ленинграде его приняли без экзаменов. Сокурсниками Зеленина были Олег Григорьев и Михаил Шемякин, впоследствии известные художники. Только проучился Зеленин в Академии недолго. Через год всех троих отчислили за «либеральность мыслей, нескрываемый интерес к религиозным ценностям и вольность кисти».

15 сентября 1974 году Зеленин принял участие в печально известной «бульдозерной выставке» в Измайлово, где представил картину «Махаон».

«Бульдозерная выставка» в Измайлово. 1974 г.
«Бульдозерная выставка» в Измайлово. 1974 г.

После этих событий вынужден был эмигрировать из России. Уезжал Зеленин быстро. Ему разрешили взять с собой только сорок картин. В марте 1976 он прибыл в Париж, где его уже ждал близкий друг Михаил Шемякин.

Эдуард Зеленин и Михаил Шемякин
Эдуард Зеленин и Михаил Шемякин

На Западе художник окунулся в атмосферу свободы и начал много писать. Те сорок картин, которые Зеленин увёз из Союза, были проданы весьма успешно. Что позволило художнику безбедно жить первое время.

Картины Эдуарда Зеленина начали выставлять. Более 40 персональных и коллективных выставок с его участием прошли во Франции, Германии, Швеции, Италии, США, Японии и других странах. Особенно важными для себя Зеленин считал Биеннале-77 в Венеции, а также выставку в Академии современного искусства в Лондоне (в этом же году), на обложку каталога которого организаторы поместили его автопортрет.

Э.Л. Зеленин. «Представление». 1982 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Э.Л. Зеленин. «Представление». 1982 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)

Эдуард Зеленин был дружен практически со всеми художниками, участниками «бульдозерной выставки» и ставшими знаменитыми на весь мир. Он общался с Мстиславом Растроповичем и Галиной Вишневской, которые для своей частной коллекции приобрели картину художника «Мадонна» – центральное произведение того времени.

Русский писатель Андрей Битов вспоминал:

«В каждом интеллигентном доме Зеленин был. Такие были свечки, бабочки, гранаты, такие небольшие натюрморты. Были и девушки в профиль со вздернутым носиком. …Мазок у Эдика был такой загибающийся, как отскочившая масляная краска на стенке…»

Среди людей, лично знавших Зеленина, – Владимир Высоцкий, который вместе с Мариной Влади бывал в гостях у Зеленина в Париже. Дружил художник и с режиссёром Эльдаром Александровичем Рязановым, который высоко ценил творчество мастера:

«Я не искусствовед. Поэтому пусть простят меня специалисты за примитивность. Я делю живопись на две категории – на ту, которая нравится, и ту, которая оставляет равнодушным. Картины этого художника относятся как раз к тем произведениям искусства, которые лично мне очень нравятся. Если вы меня спросите «почему?», отвечу прямолинейно и непрофессионально: потому что его картины радуют глаз. Потому что они нарядны. Потому что, глядя на них, хочется жить…»

После 1984 года его выставочная деятельность постепенно сошла на нет. Пока в 1988 году по приглашению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, председательствовавшего в Советском фонде культуры, Эдуард Зеленин не приехал в Москву, Ленинград и на свою родину – в Новокузнецк – для проведения экспресс-выставки.

Э.Л. Зеленин. «Портрет дамы в шляпе». 1988 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Э.Л. Зеленин. «Портрет дамы в шляпе». 1988 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)

Выставка прошла с большим успехом. Об этом писал в своём письме, адресованном Фонду, народный артист СССР, композитор Никита Владимирович Богословский:

«Хочу заметить, что выставка прошла с триумфом, что было отмечено тамошней прессой, радио и телевидением области. Состоялось много встреч с общественностью, коллегами. Зеленин был в восторге».

Сибиряк из Парижска, изображение №7
 
Сибиряк из Парижска, изображение №8
 

Из привезённых работ одиннадцать из них Зеленин оставил в России – шесть картин он подарил Новокузнецкому художественному музею, а пять работ автор отдал в коллекцию Российского фонда культуры, где они хранятся по сегодняшний день.

«…То есть прихожу к выводу, что лучшие картины, которые мне удаётся сохранить, несмотря на необходимую продажу в частные коллекции, необходимо оставить в наследие людям… Иначе какой смысл жизни, отданной служению искусству, если оно не остаётся достоянием людей…» (Э.Л. Зеленин)

На следующий год после выставки с одной из работ, подаренных художником, – литографией «Дама в шляпе» – Министерство связи СССР выпустило почтовую марку. Блок этих марок был отправлен Эдуарду Леонидовичу в Париж.

Марка, выпущенная в 1989 году

Воодушевившись успехом, Эдуард Зеленин намеревался в ближайшем будущем устроить выставку своих работ в столице. Он мечтал о больших выставках в Москве, Ленинграде, Новокузнецке и писал другу Юрию Люленкову на Родину:

«…Очень жаль, что в Новокузнецке выставка из случайных работ… Но я надеюсь эту «случайность» поправить… Юра, с возрастом и зрелостью, как художника, я задумываюсь о результате своей творческой жизни». (Э.Л. Зеленин)

Зеленин всегда был против полного копирования жизни. Считал, что это может сделать любой фотограф. Когда один в один – это не искусство. Художник должен создавать новую реальность, которая должна приносить счастье. «Эта бабочка, эти бублики и самовары, эта осенняя ветка, апельсины на медном блюде, цветы, рыбы... Я хочу, чтобы каждый их полюбил и, глядя на них, развеселился бы так же, как я. Живопись должна приносить счастье…» (Э.Л. Зеленин)

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой

Фото: открытые источники, архив Российского фонда культуры