Словесница Искусств


Словесница Искусств

«Четверть века. Приоритеты». Главная тема первого номера журнала «Словесница Искусств» за 2025 год рассказывает о самом важном, что произошло в общекультурном пространстве Хабаровского края за минувшие 25 лет.

В текстах архитекторов раскрывается облик городов Хабаровского края. Библиографы представляют современные библиотеки, которые сегодня действуют как информационные центры. На страницах журнала искусствоведы рассказывают о музеях и галереях региона с их масштабными проектами. Но самое главное — все истории о людях, чья жизнь неразрывно связана с этим отдалённым и самобытным уголком России.

«Словесница Искусств» — единственное периодическое издание о культуре Дальнего Востока. Журнал выходит дважды в год при содействии регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» в Хабаровском крае.

Архитектура Хабаровска

Это воспитанный город, к нему даже прилип эпитет «чопорный». Городской пейзаж определяют не рынки, не клубы, не столовые, а театры, институты, университеты, банки. Местные жители сравнивают бесконечную гранитную набережную с петербуржскими видами. Это своеобразный музей архитектурных стилей конца XIX–начала XX веков — от конструктивизма и эклектики до сталинских сооружений и модерна.

Уникальность Хабаровска была предопределена тем, что уже на первом проекте города на узком плато от реки Бари до одной из центральных улиц был запланирован городской сад. Потом таких островков зелени появилось бесчисленное множество. Не зря сегодня Хабаровск называют «городом на парках». О настоящем и будущем Хабаровска рассуждает автор статьи «Дальневосточная жемчужина».

Родовой знак Чикуэ Киле

Чикуэ Киле — местная знаменитость и гордость, её знают в разных местах родного края и даже за его пределами. Чикуэ слыла талантливой рукодельницей. Судьба отмерила ей 92 года, но её работы по-прежнему живы.

Сплести циновки из камыша, вырезать орнаменты из рыбьей кожи, «выписать» художественными швами спирали, завитки, изображения рыб и птиц — всё умела Чикуэ. К ней приезжали корреспонденты со всего Союза, расспрашивали о секретах мастерства, приглашали на выставки.

Чекуэ Золонговна шила и вышивала халаты, ковры, изготавливала обувь, изделия из меха, владела мастерством резьбы из дерева. Её изделия украшали различные экспозиции в Хабаровске, Санкт-Петербурге, Москве и даже за пределами страны.  В 1975 году Киле приняли в Союз художников РСФСР.

В коллекции Краеведческого музея Комсомольска-на-Амуре хранится немало произведений этой нанайской мастерицы. А в этом году прошла первая персональная выставка художницы «Поделюсь, чем богата душа».

Сплетение знаков

Издревле люди верили в магическую силу волос. Их красота сулила девушкам удачное замужество, а глубокая седина говорила о мудрости их носителя. В мировоззрении коренных народов нижнего Амура волосы тоже были сакральны.

                                         

У мужчин, как правило, была одна коса. Волосы зачёсывались назад и заплетались. Иногда для украшения их оборачивали красной тканью и носили так до самой смерти. Уход за косой или «делать голову», как называли эту процедуру, было излюбленным занятием. У женщин причёска несила определённую информацию.  Уложенные тем или иным способом волосы говорили, замужем ли женщина, богата ли и сколько у неё детей.  

Обо всём этом более подробно можно прочитать в новом выпуске «Словесницы Искусств». Журнал доступен в библиотеках Хабаровского края, а также в электронном формате.