Старинное стекло


Старинное стекло

В 2026 году Российскому фонду культуры исполняется 40 лет. В преддверии этой важной даты мы рассказываем о дарах, которые были переданы Фонду в разные годы. Впоследствии они пополнили коллекции государственных музеев страны.

За время своего существования Фондом было получено свыше 120 тысяч даров из США, Франции, Китая, Ливана, Канады, Германии, Австрии, Венгрии, ЮАР и многих других стран мира. Большая часть этих культурных ценностей, около 90 тысяч, сегодня украшают экспозиции музеев страны.

Особую роль в работе Фонда играли и продолжают играть дарители. Только за первый год работы Советского фонда культуры поступило даров на сумму 3 миллиона рублей. Конечно, они все не равнозначны, но одинаковы дороги: щедрость сердца и души уравнивает бесценные шедевры и скромные семейные реликвии. За каждым даром не просто произведение искусства, книги, документы — за ними людские судьбы. Обращаясь к теме даров, хотим вспомнить о коллекции старинного русского стекла, которая некогда принадлежала замечательному питерскому художнику Владимиру Лебедеву.

Владимир Васильевич Лебедев (1891–1967) родился 26 мая 1891 года в Петербурге в семье механика. Получил известность в 20-е годы прошлого столетия. Он известен работами в области станковой и прикладной графики, а также иллюстрациями к детским книгам. Дружил и работал в С.Я. Маршаком.

                                                 

Большой эстет Владимир Лебедев владел выдающейся обширной коллекцией предметов народного искусства. Эти произведения, выделяющиеся своими художественными особенностями, сегодня хранятся во многих музеях страны. Менее известно уникальное собрание русского художественного стекла, собранного Лебедевым. Она охватывает период наивысшего расцвета отечественного художественного стеклоделия XVIII—XIX веков и включает целый ряд первоклассных произведений Императорского и частных стеклозаводов России — кубки, штофы, бокалы из бесцветного стекла, декорированные золотой и эмалевой росписью, филигранью, гравировкой.

Большинство изделий украшают вензеля представителей императорской фамилии — Елизаветы Петровны и Екатерины II, Павла I и Александра I. Золочённые кубки-фужеры с изображением памятников и видов Санкт-Петербурга, хрустальный («непонятный», как выразился сам Лебедев в своём дневнике) с изображением советской символики, выполненный по эскизу Сергея Чехонина (1919) на императорском гладье, рюмка «Кушай». Строгие парные бокалы с крупным гравированным вензелем Александра I под короной и датой на обороте «1815» продолжают традицию отражения в декоративно-прикладном искусстве различных знаменательных событий. Так, 1815 год — год завершения работы Венского конгресса, закрепившего великую победу России и её союзников над наполеоновской Францией.

Интересен также фужер с памятником Петру I на Сенатской площади. Подобные изделия с различными видами Петербурга — памятником Петру I, Александровской колонной на Дворцовой площади, зданием Биржи на Васильевском острове — были распространены в 1840-х годах.

Эту уникальную коллекцию русского художественного стекла после смерти художника передала в 1986 году в дар Советскому фонду культуры его вдова Ада Сергеевна Лазо. Писательница, филолог. Она была единственной дочерью революционера, героя гражданской войны Сергея Лазо.

Российский фонд культуры всегда отслеживает судьбу переданных в дар предметов искусства. И сегодня стеклянная коллекция Владимира Лебедева, обладающая несомненной художественной и исторической ценностью, бережно хранившаяся на протяжении многих лет в семье художника, находится в собрании Всероссийского музея декоративного искусства — здесь она заняла своё достойное место.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: Российский фонд культуры, открытые источники