Таинственный СерКом


Таинственный СерКом

В Российском фонде культуры хранится удивительный дневник. В нём собраны талантливо написанные стихи, интересные рисунки, газетные вырезки и театральные программки начала прошлого века. Об истории этого дневника расскажем сегодня во Всемирный день театра.

Эта небольшая книга в коричневом самодельном переплёте принадлежала загадочному театральному актёру, который подписывался и представлялся как СерКом. Дневник датирован 1923-м годом. Проведя небольшое расследование, мы выяснили, что СерКом был актёром Русского зарубежного камерного театра. Он играл во второстепенных ролях. Обладал прекрасным чувством юмора и дружил с известными деятелями искусства. То, что он видел и слышал каждый день за кулисами театра, описывал в своём дневнике. 

Этот арт-объект интересен тем, что проливает свет на театральную жизнь русского зарубежья и жизнь актёров, которые были вынуждены покинуть Россию после революции 1917 года. 

В дневнике СерКом изобразил себя без лица

Оказавшись в эмиграции, такие актёры объединялись в небольшие труппы и кочевали по Европе со спектаклями. Большого дохода это не приносило. Известен случай, что некогда знаменитая в России актриса ютилась по чужим квартирам, а на заработанные от спектакля 10 франков отдавала концертное платье в прачечную. Другой актёр вместе с женой и 4-летним ребёнком жил в крошечной комнате и со дня на день ожидал выселения, ведь денег и работы в ближайшее время не предвиделось. Такова была судьба русского актёра в эмиграции. Среди образовавшихся за границей театров самыми известными были Камерный театр Таирова и Русский театр Михаила Чехова, но в основном это были маленькие труппы, о которых сегодня мало кто помнит. Именно в таком театре и служил СерКом. По сохранившимся в дневнике программкам и газетным вырезкам легко проследить, по каким городам ездил Русский зарубежный камерный театр, кто был задействован в постановках, как реагировала публика.

По сохранившимся в дневнике программкам легко проследить, по каким городам ездил Русский зарубежный камерный театр, кто был задействован в постановках

На форзаце дарственная, что сия самодельная книга – подарок супружеской пары Марии и Аркадия Бессмертных. Она – актриса, он – скульптор. Аркадий Соломонович Бессмертный ещё в России был близок к московским театральным кругам, дружил с актёром Михаилом Чеховым и режиссёром Юрием Завадским, театральным художником Леонидом Никитиным и скрипачом Зиновием Мазелем. В конце 1918-го года он эмигрировал, присоединившись к гастролирующей по Европе труппе МХАТа. Участвовал в спектаклях, играл на гитаре. Женился на актрисе Марии Алексеевне Крыжановской, с которой впоследствии обосновался в Париже. 

В дневнике упоминается и директор Русского зарубежного камерного театра Борис Николаевич Эспе-Попов. Выдающийся актёр и театральный режиссёр. Он много играл в России и одно время был режиссёром петербургского Народного дома. За границей Эспе объединил талантливых актёров, с которыми создал театр и которым дал хороший репертуар, состоявший в основном из русской классики. Борис Николаевич Эспе вложил много сил и труда в Камерный театр. В последний раз он выходил на сцену за несколько дней до своей смерти. 

Первый разворот дневника СерКома

Первым поставили спектакль «Доходное место» по пьесе Александра Николаевича Островского, потом были «Дядя Ваня», «На дне», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Братья Карамазовы». Не забывали и о детских постановках. Так, к 150-летию Дениса Фонвизина показали «Недоросль», который тепло приняла пресса и публика. Об этом свидетельствуют газетные вырезки, бережно собранные СерКомом. 

В дневнике также упоминается известная мхатовская актриса Вера Греч. В 1919 году МХАТ отправился на гастроли по Европе и Америке, по окончании которых в Россию вернулась только часть труппы. Вера Греч вместе с мужем остались в Европе. Там они основали Пражскую труппу МХАТа, в состав которой входила и будущая Мария Бессмертная. 

Талантливые рисунки о закулисной жизни театра

Кто же скрывался под творческим псевдонимом СерКом – это узнать нам так и не удалось. Известно, что звали его Сергей, о чём говорит надпись на форзаце дневника. Этот артист оставил своим потомкам великое наследие. Благодаря этим записям сегодня мы имеем представление о жизни театральных актёров в изгнании. Все они ещё какое-то время держались вместе в надежде скорого возвращения на Родину. Но когда стало понятно, что в Россию уже не вернуться, труппы стали распадаться – кто-то уехал в США и Канаду, кто-то влился в труппы более успешных театров. 


Осталась только память на этих пожелтевших от времени листах дневника:

Когда карман пуст безнадёжно,
Когда кругом обман и ложь,
Когда грядущее тревожно,
Тогда СерКома ты не трошь. 

Когда Медея улетела,
Когда Махно забился в глушь,
Когда вся труппа поредела,
Тогда пишу одну я чушь.

Когда мы стали стариками,
Когда в актёрах недочёт,
Тогда не пишется стихами
И юмор в голову нейдёт.

Когда «Горячим сердцем» Юра
Торгует оптом по фунтам,
Когда с костюмами Манюра 
Бежала к дальним берегам.

Тогда объятый исступленьем,
Директор Шаров вне себя.
Перегрызает с наслажденьем 
СерКому горло, зло рыча.

Когда Сиров с ехидным глазом
Весь искажаясь и остря,
С Андреевым сдружился разом,
Уйти из группы вон грозя.

Тогда из ванны вылезая,
Лепечет Люба как птенец:
«Не верю в группу, господа, я,
Пришёл нам, видимо, конец».

(Прага, 29 сентября 1925 года. СерКом)

 

 

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: Российский фонд культуры.