Три дара


Три дара

9 ноября исполняется 205 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. В разные годы в Российский фонд культуры были переданы ценные экспонаты, связанные с именем Тургенева. О них мы и говорим сегодня.

Альбом Сакса

В 1991 году в Российский фонд культуры поступил дар из Филадельфии от поэтессы Валентины Сергеевны Синкевич. Будучи представителем второй волны эмиграции, с 1950 года она жила в США. Долгое время работала в отделе библиографии Пенсильванского университета. Писала стихи, устраивала литературные вечера и в течение 30 лет издавала альманах «Встречи», в котором печатались русскоязычные писатели и поэты.

Валентина Синкевич стала одной из главных дарительниц Фонда. Благодаря ей в Музей-усадьбу И.Е. Репина «Пенаты» были переданы автографы великого художника. А в архив Фонда попали книги с каллиграфической вязью мастера слова и художника Алексея Ремизова.

Но один из даров Синкевич привлёк особое внимание исследователей. Речь идёт об альбоме графики «Оригинальные рисунки различных художников, автографы» (вторая половина XIX века), некогда принадлежавшем художнику Николаю Эдуардовичу Саксу. В альбоме содержались письма, рисунки, послания, созданные в период с 1865 по 1917 годы.

Альбом графики «Оригинальные рисунки различных художников, автографы» (вторая половина XIX века)
Страница альбома графики «Оригинальные рисунки различных художников, автографы»
Страница альбома графики «Оригинальные рисунки различных художников, автографы»

 

Альбом – своего рода пиршество для исследователей русского искусства, возможность увидеть следы частной жизни и личностного проявления художественного общества. Живые, непритязательные наброски сделал в альбоме Константин Савицкий, которого часто называли «Некрасовым в живописи». Здесь и рисунки Ивана Похитонова, одного из лучших пейзажистов России. Наброски лошадей оставил известный анималист Николай Сверчков, друг Некрасова и его спутник по охоте. Вошли в альбом и работы замечательного мариниста, мецената, человека неуёмной энергии Алексея Боголюбова.

Есть в альбоме и зарисовки самого Сакса. Он был прекрасным художником, но, к сожалению, до наших дней сохранилось мало из его работ. Революция, изгнание, а потом Великая Отечественная война. Почти все картины мастера были уничтожены. В истории культуры он остался как помощник писателя и секретаря парижского Общества взаимного вспомоществования русских художников Ивана Сергеевича Тургенева. Целью Общества, как определил его Тургенев, было «сплочение русских на чужбине», «всё русское вообще».

Шпак В.В. Монтаж: «Старуха» и «Мальчик». Из альбома Н.Э. Сакса. 1875 г. Сверчков Н.Е. «Голова лошади». Из альбома Н.Э. Сакса. 1865 г.

 

Надо отметить, что до создания Общества, одним из главных центров русской художественной жизни в Париже была квартира Боголюбова.

«По вторникам собираемся у Боголюбова, бывает человек больше тридцати, все художники, певцы и музыканты», – писал Репин Стасову.

Мать великого художника Валентина Серова, первая в России женщина-композитор Валентина Семёновна Серова, также бывавшая в те годы в столице Франции, вспо­минала:

«Итак, жизнь сложилась хорошо, к общему нашему удовольствию, мы уже стали посещать салон Боголюбова, служивший центром русского мирка в Париже. Среди просторной комнаты стоял во всю её длину огромный стол, на котором натянута была ват­манская бумага. Все присутствующие художники занимали места у стола и усердно рисовали. Помнит­ся, что большею частью рисунки были вольные импровизации на любые темы, избранные самим художником».

Бывало очень весело: шутки, розыг­рыши, домашние театрализованные представления. Благодаря Тургеневу русские художники посещали вечера Полины Виардо, где можно было услышать лучших музыкантов и певцов Европы. И, конечно, тут организовывалась помощь русским живописцам, за­полонившим столицу Франции.

Боголюбов А.П. «Жанровая сценка». Из альбома Н.Э. Сакса. 1870-е годы

 

Альбом Николая Эдуардовича Сакса стал своего рода продолжением ватманской «скатерти» в доме Боголюбова.

Приёмная дочь Сакса Зинаида Васильевна Монастырская завещала этот альбом Валентине Синкевич, которая в свою очередь поступила в лучших традициях русского меценатства. При первой возможности она приехала в Москву и передала удивительную и драгоценную реликвию – альбом Николая Сакса – в Российский фонд культуры.

В начале альбома Монастырская дописала оглавление. За номером №33 было «Письмо Тургенева», которое как самую драгоценную реликвию вклеил в альбом Сакс, и за номером №25 – письмо одного из самых известных прозаиков второй половины ХIХ века Всеволода Гаршина. Но этих документов в альбоме не оказалось.

Мы сделали запрос. И Синкевич прислала объяснение. Она сообщила, что письмо Гаршина сгинуло в страшном круговороте только что ушедшего столетия, а письмо Тургенева сохранилось и было передано в Пушкинский дом в Санкт-Петербурге. А сам альбом «Оригинальные рисунки различных художников, автографы» сегодня хранится в Музее И.С. Тургенева на Остоженке в Москве, куда его передал на постоянное хранение Российский фонд культуры.

Венок Тургенева

В этот же Музей Российским фондом культуры был передан и другой дар от москвички Екатерины Николаевны Трубниковой. 22 октября 2010 года сотрудниками Фонда было получено письмо, в котором Екатерина Николаевна писала:

«Разрешите передать в Ваш адрес для Музея И.С. Тургенева конверт с находящимися в нём лавровыми листьями от венка, возложенного 27 сентября 1883 года на граб И.С. Тургенева учащимися гимназией Княгини Оболенской. Передаваемый конверт хранился с тех пор в семье члена-корреспондента Академии наук СССР, профессора Сергея Владимировича Орлова, моего дедушки. Целостность конверта (22,5х 14,5) нарушена с трёх сторон по ветхости. В конверте 8 листочков и остатки черешков, которые ещё на моей памяти составляли единую ветвь (лет 50 назад)».

Каким образом конверт попал в их семью, Екатерина Трубникова точно не могла сказать. Она лишь предположила, что единственным человеком, кто мог бы дать пояснения на этот счёт, был её дед – Сергей Владимирович Орлов, скончавшийся в 1958 году.

«Мой прадед – Владимир Андреевич Орлов, известный московский врач, вероятно, мог быть получателем (?) этого конверта, т.к. семья Орловых во второй половине XIX века проживала на Чудовке (ныне на этом месте располагается сквер напротив станции метро «Парк Культуры» – кольцевая), в непосредственной близости от московского дома Тургеневых на Остоженке. Следовательно, мой прапрадед – Андрей Васильевич Орлов (также врач, погибший в 1856 г. во время эпидемии холеры в Москве), если исходить из временных рамок, мог состоять в знакомстве (?) с семьёй Тургеневых».

Екатерина Николаевна писала, что в их семье, к памяти И.С. Тургенева относились трепетно.

Иван Сергеевич Тургенев Лавровые листья из похоронного венка И.С. Тургенева

 

Я отчётливо помню, что ещё в 50-е годы в кабинете моего деда (Зубовский бульвар, д. 15, кв.1) в углу висела охотничья сумка. В доме говорили, что это «ягдташ Тургенева». Дальнейшая судьба того предмета мне неизвестна. Сумка могла быть кому-то подарена или утеряна при переездах. В доме также находилось несколько книг на иностранных языках с автографом на форзацах — «N. Tourgeneff». Эти книги позднее были проданы. Что же касается конверта с лавровыми листьями, то сохранился он только потому, что эта часть семейного архива не была обследована и изъята сотрудниками Архива АН СССР после смерти С.В. Орлова».

Смерть писателя всколыхнула Россию. Умер Иван Сергеевич Тургенев в Буживале под Парижем.

Похороны И.С. Тургенева

 

Согласно воле писателя, гроб с его телом был отправлен в Россию, в Санкт-Петербург. Начиная от приграничной станции Вержболово на всех остановках по пути следования проходили панихиды и прощания с Тургеневым. Местные жители каким-то образом узнавали, что в проезжающем поезде перевозят гроб с телом писателя и стекались со всей округи к станциям и полустанкам железной дороги.

Известный юрист, сенатор А.Ф. Кони рассказывал об этом так:

«Приём гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляли необычные зрелища по своей красоте, величавому характеру и полнейшему, добровольному и единодушному соблюдению порядка. Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, учёных, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько вёрст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, — несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями».

В день похорон было ясно и солнечно. Прозвучали подготовленные речи. Друг Тургенева – Григорович, бывший при нём неотлучно в течение последних лет жизни, не смог прочитать заранее одобренную речь и просто расплакался, закончив своё прощание словами, которые произвели гораздо большее впечатление, чем все предыдущие пафосные слова: «До скорого свидания, дорогой, незабвенный друг».

Газетные вырезки

Третий дар – это альбом из Франции с газетными вырезками. Их собирал морской офицер Сергей Владимирович Гладкий. На первом листе он бережно вклеил фото автографа Тургенева стихотворения в прозе «Русский язык:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (1882 г.)

Газетные статьи из дара С.В. Гладкого

И в заключении хочется вспомнить ещё одно стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева. Стихи, написанные больше 150 лет назад, сегодня звучат особенно остро.

Теперь, когда Россия наша
Своим путем идёт одна
И наконец отчизна Ваша
К судьбам другим увлечена, —
Теперь, в великий час разлуки,
Да будут русской речи звуки
Для Вас залогом, что года
Пройдут — и кончится вражда;
Что, чуждый немцу с колыбели,
Через один короткий век
Сойдется с ним у той же цели,
Как с братом, русский человек;
Что, если нам теперь по праву
Проклятия гремят кругом, —
Мы наш позор и нашу славу
Искупим славой и Добром…
Всему, чем Ваша грудь согрета,
Всему сочувствуем и мы;
И мы желаем мира, света,
Не разрушенья — и не тьмы. (7 марта 1847 года)

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры