Возвращение «Ангела»


Возвращение «Ангела»

Днём рождения Ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова считается 12 октября 1928 года – день, когда состоялось первое выступление коллектива в Центральном доме Красной Армии имени М.В. Фрунзе. Тогда в составе было всего 12 артистов.

И сегодня, в день 95-летия со дня образования коллектива, мы хотим рассказать вам о дарах, которые передал в Советский фонд культуры в 1988 году великий дирижёр, народный артист СССР, сын первого музыкального руководителя ансамбля Борис Александрович Александров. Это картина Леонида Пастернака, отца писателя Бориса Пастернака, «Раненый солдат» и студенческая работа Ильи Репина «Ангел смерти истребляет первенцев египетских».

Сегодня «Ангел» находится в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Судьба её очень драматична и детективна. Начнём с того, что она была украдена из музея в декабре 1999 года.

Похищение это тогда потрясло всех, ведь пропали полотна Иванова, Шишкина, Тропинина и многих других великих мастеров России. Однако, к счастью, картины нашли очень быстро, и представители силовых структур имели все основания для гордости. Похититель проник в Академию ночью, перерезал сигнализацию и взломал двери на втором этаже, где и была экспозиция. Торопясь, он просто варварски вырезал из рам 16 полотен, свернул их и по верёвке выбрался на улицу. Пропажу обнаружили на следующий день утром, когда сотрудники Академии пришли на работу. Всего за четыре дня оперативники ГУВД Санкт-Петербурга установили личность преступника и взяли его на квартире. Там же были и пропавшие полотна.

Репин И.Е. «Ангел смерти истребляет первенцев египетских». 1865 г.

Работы снова предстали перед посетителями. «Парк дачи графа Мордвинова» работы Ивана Шишкина и «Портрет гравёра Уткина» Василия Тропинина не могли не зачаровывать зрителей. А ещё там были этюды обнажённой натуры работы Александра Иванова, эскизы на тему русской истории, выполненные мастером стилизаций Стефаном Бакаловичем, умершим в 1936 году в Италии, а также наброски Ильи Репина «Ангел смерти истребляет первенцев египетских».

Это мощное, трагическое полотно было написано великим художником в самом начале творческого пути, ещё до появления «Бурлаков на Волге».

«Ангел смерти» создавался Репиным в 1865 году как эскиз академической программы, которую было необходимо представить выпускнику Академии художеств. За неё мастер и получил малую серебряную медаль. Картина эта представляет огромную ценность, так как ранних работ художника сохранилось крайне мало. Кроме того, именно благодаря «Ангелу смерти» Репин обрёл свободу. После получения медали Илья Ефимович был освобождён из податного сословия как сын военного поселянина города Чугуева и стал независимым художником. Репин работал над картиной долго. В своих воспоминаниях «Далёкое – близкое» он писал:

«Я задумал передать этот сюжет с сугубой реальностью. Была, разумеется, изучена обстановка роскошных спален царевичей Египта… И вот я вообразил, как ночью ангел смерти прилетает к юноше-первенцу, спящему, как всегда, нагим, схватил его за горло, упёрся коленом в живот жертвы и душит его совершенно реально своими руками…»

В феврале 1865 года Илья Ефимович показал академическим «старцам» эскиз «Ангела». В целом Совет благосклонно принял работу, но академики предложили изменить композицию. В результате художник полностью переработал жесты ангела и во многом поменял структуру картины.

Репин долго не расставался с этим полотном. Слишком большую роль в его судьбе сыграл «Ангел». Но обстоятельства бывают сильнее, и в 1926 году картина оказалась в Париже и попала в руки знаменитого коллекционера Исаака Гурвича. Никто не думал, что она когда-то вернётся на Родину художника. А теперь предоставим слово документу. Париж, 10 января 1964 г.

Илья Ефимович Репин. Одна из последних фотографий художника

Полковнику Борису Александрову, художественному руководителю Ансамбля песни и пляски Советской Армии:

«Дорогой Борис Александрович!

С великой радостью сообщаем, что в ознаменование триумфальных гастролей в Париже Ансамбля песни и пляски Советской Армии, которые в течение 2-х месяцев собрали аудиторию из 300 тысяч парижан, мы передаём Вам на память в качестве персонального подарка картину великого художника Репина «Ангел-истребитель». Это полотно, которое мы приобрели в Париже и которое является юношеской работой, возвращает нас в страну, которую покинул Репин. Эта картина переживёт века, так как создана одним из непревзойдённых мастеров живописи. Примите, дорогой Борис Александрович, наше огромное уважение и искреннюю дружбу.

Директор Парижского литературно-артистического агентства Жорж Сориа».

В любые времена всегда бывали события, которыми можно и нужно гордиться. Борис Александрович Александров любил и понимал изобразительное искусство. Как писал его друг и заместитель Анатолий Компаниец, была в квартире великого дирижёра комната, куда доступа не было никому, кроме хозяина.

Ансамбль песни и пляски Советской армии имени А.В. Александрова. 1950-е годы

Здесь находилась мастерская – с мольбертами, красками. Почти полвека Борис Александрович занимался живописью. И ещё он собирал картины. Продуманно, серьёзно коллекционировал произведения русских художников ХIХ – начала ХХ веков. И одной из главных «жемчужин» его собрания являлся «Ангел» Репина. Наступила перестройка, и патриарх отечественной хоровой музыки 14 ноября 1988 года направил в Советский фонд культуры письмо следующего содержания:

«Глубокоуважаемые Раиса Максимовна, Дмитрий Сергеевич и члены Президиума! Товарищи!

Из своей личной коллекции живописи, которую я собирал полвека, я возвращаю нашему народу студенческую работу великого русского художника Ильи Репина и работу кисти Леонида Пастернака – отца нашего замечательного отечественного поэта. Эти произведения живописи имеют богатую историю. Картина Репина «Ангел» долгие годы находилась в частной коллекции в Париже. Это полотно я получил в качестве личного для меня подарка за успешное выступление Краснознамённого ансамбля Советской Армии во Франции. Сначала мне посчастливилось вернуть на Родину репинскую картину, теперь я возвращаю народу и антивоенное произведение Леонида Пастернака, созданное в первые дни Первой мировой войны, с авторской дарственной надписью великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову. Эту работу я приобрёл ещё в конце тридцатых годов...ё

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, народный артист СССР, генерал-майор Александров Борис Александрович».

Под антивоенным произведением Александров подразумевал знаменитый плакат Леонида Осиповича Пастернака, любимого иллюстратора Льва Толстого, замечательного графика и импрессиониста, отца великого поэта. Сам Леонид Осипович, доживавший последние годы в Англии, в 1941 году услышал о нападении Германии на СССР. Размышляя, чем он хоть как-то может помочь своей Родине, художник вспомнил начало предыдущей страшной схватки между тогда ещё кайзеровской Германией и Российской империей. И записал в дневнике:

Б.А. Александров, Р.М. Горбачёва и Д.С. Лихачёв
в Советском фонде культуры

«Явился ко мне делегированный Московским муниципалитетом молодой фон Мекк и передал просьбу «города Москвы» нарисовать плакат для благотворительного сбора пожертвований в пользу жертв войны…Плакат, рисованный мной на литографическом камне большого размера, изображал в немногих красках раненого солдата, с белой повязкой на голове, который прислонился к стене и вот-вот упадёт. Я никогда представить себе не мог того успеха, который выпал на долю этого плаката, когда он был расклеен по всей Москве в день сбора пожертвований. Толпы стояли перед ним, бабы плакали… Сбором занимались известные артисты театров с Собиновым во главе, продавали за большие деньги открытки, отпечатанные в десятках и сотнях тысяч экземпляров с репродуцированным моим «Раненым солдатом».

Пастернак Л.О. «Раненый солдат». 1915 г.

Художник Леонид Осипович Пастернак

Правда, не все разделяли этот всеобщий порыв. Художнику передавали, как Николай II якобы сказал, что его солдаты держат себя бравыми, а не так, как изображённый. Тем не менее произведение приняла вся Россия. А один из плакатов Леонид Осипович подписал Собинову, великому тенору и человеку поразительной душевной щедрости:

«Дорогому Леониду Витальевичу Собинову – сердечно. Пастернак. Москва, 21 октября 1914 г.»

Именно этот экземпляр и попал к Борису Александровичу Александрову.

Когда оформлялась передача Фонду культуры, великий дирижёр высказал пожелание, чтобы его дары были переданы на постоянную экспозицию в различные музеи страны. Так «Ангел смерти» был направлен в Академию художеств Ленинграда, туда, где когда-то молодой Репин получил за него медаль. А плакат Леонида Пастернака ныне хранится в Ярославском историко-архитектурном музее. В городе, который подарил России великого артиста Леонида Собинова.

Материал подготовлен главным хранителем Российского фонда культуры Ольгой Земляковой совместно с историком и исследователем русской эмиграции Виктором Леонидовым.

Фото: открытые источники, архив Российского фонда культуры