Возвращение художника

Одно из лучших полотен художника Валентины Степановны Косминой – портрет внучки Наталии Алексеевны Лаптевой «Наташа с собакой». Работа, написанная маслом в 1966 году, сегодня находится в постоянной экспозиции Сахалинского областного художественного музея.
Эту и другие работы художника сохранила и передала в дар Российскому фонду культуры та самая Наташа с портрета. Всего она подарила 196 произведений В.С. Косминой, 41 произведение отца А.М. Лаптева и 13 произведений деда И.В. Космина. Большая часть этого дара передана Фондом в музеи и галереи страны: в Дом-музей П.И. Чайковского (Алапаевск), Историко-художественный музей (Бердск), Народную галерею картин станицы Вознесенской (Краснодарский край), Неверкинскую картинную галерею (с. Неверкино, Пензенская область) и многие другие.
Валентина Степановна Космина (девичья фамилия неизвестна) родилась в Петербурге 17 апреля 1895 года, по некоторым данным в русско-польской семье. Будущая художница получила прекрасное академическое образование. Известно, что в 1916 году она окончила Школу императорского общества поощрения художеств – старейшее художественное учебное заведение в России, основанное в 1839 году императором Николаем I. В разное время там преподавали И.Я. Билибин, Л.Н. Бенуа, И.Н. Крамской. Среди прославленных выпускников школы – М.А. Врубель, В.В. Верещагин, М.В. Добужинский, И.Е. Репин, К.А. Сомов.
Наташа с собакой. В.С. Космина, 1966 г.
Немаловажно, что с апреля 1906 года по август 1917 года – в период, охватывающий время пребывания в училище молодой Косминой, – пост директора занимал крупнейший деятель культуры XX века, художник, философ Николай Константинович Рерих. С 1992 года школа, переименованная в Санкт-Петербургское художественное училище, носит его имя.
Валентина Степановна получила неплохую профессиональную подготовку, однако высшего художественного образования не имела. Она была членом Союза художников и участвовала в выставках, но её творчество не стало заметным художественным явлением, возможно потому, что она всю жизнь находилась в тени своего мужа – известного художника Ивана Владимировича Космина.
Окончив Пензенское художественное училище, Иван Владимирович без экзаменов был принят в Петербургскую академию художеств, где занимался в классе В.Е. Маковского. О своей учёбе в Академии он отзывался так: «…не быть в Академии, не учиться в ней – для меня самое большое несчастье. Я так хочу учиться…!» После 1917 года остался в новой России. Вначале работал для видных руководителей Белогвардейского движения, а затем ему неоднократно доводилось писать новую советскую элиту. Не избежал он и портрета В.И. Ленина, запечатлел и верную спутницу вождя, Н.К. Крупскую. Космин обладал даром с документальной точностью передавать черты своих моделей. Несмотря на то, что «Протрет врача» – скорее набросок, в нём отразились лучшие качества Косьмина-художника. Сегодня эта работа находится в постоянной экспозиции в Шпалерном зале Российского фонда культуры.
Высокий уровень Космина-графика подтверждает изящный, исполненный сепией графический лист «Портрет Валентины, отсылающий к лучшим традициям русского модерна. Художнику удалось создать убедительный образ «гордой полячки», как называли Космину однокашники по штиглицкому училищу.
Протрет врача. И.В. Космин (из коллекции Российского фонда культуры)
«При очевидной эстетизации портрет психологически точен, – писал в своей книге «Возвращение художника» С.С. Ступин. – Кажется, что прикрытые в задумчивости глаза смотрят на нас с чуть заметным высокомерием. Горделиво приподнятый раздвоенный подбородок и ощутимая во всём повороте головы энергия выдают противоречивую натуру, волевую личность с непростым характером».
Супруги Космины жили в Москве на Верхней Масловке, в легендарном городке художников, прославившемся многими великими фамилиями. Именно там художница сделала свою знаменитую серию «зимних дворов».

Космина писала в разных жанрах, ей мастерски удавались и портреты, и натюрморты, и пейзажи. Последние отличались особой теплотой и камерностью, а натюрморты – изысканностью и умением передать материал и фактуру изображённых предметов.
«Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить, он также глубок, как и всё другое, – признавался Пётр Кончаловский. Цветы – великие учителя художников…Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часик-два, так ум за разум начинает заходить – вместо цветов являются уже звуки какие-то…»
Портретов в её творческом наследии немного – в основном это изображения близких – дочери, внучки.
Здесь хочется сказать несколько слов о зяте Валентины Степановны Косминой, отце Наташи Лаптевой, прекрасном советском художнике-графике и книжном иллюстраторе Алексее Михайловиче Лаптеве. Алексей Михайлович прекрасно владел всем рисунком: использовал прессованный уголь, соус, сангину, тушь, акварель, пастель, мел и другие материалы. Один из первых иллюстраторов книг А.Л. Барто и Н.Н. Носова. С 1956 художник работал с журналом «Весёлые картинки».

В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты. Создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943), за который в 1944 был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.

Валентине Степановне, как и её мужу, была дарована долгая и творчески насыщенная жизнь. Она умерла в 1981 году в возрасте 86 лет.
«Река времен уносит не всё, – писал Владимир Набоков в своей автобиографии «Другие берега». – С её дна то и дело поднимаются настоящие жемчужины-плоды размышлений, творческих усилий и высокого мастерства. Художники уходят, но «с дальнего того побережья, с гладко отсвечивающих вечерних песков прошлого» ещё доносятся до наших берегов их голоса, их мысли и чувства».
И как сказано в прекрасной сказке «Синяя птица»: «Когда мы вспоминаем о них, они оживают…». Что, несомненно, можно отнести и к личности замечательной русской художницы Валентины Степановны Косминой.



Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. В материале использованы фрагменты из книги «Возвращение художника» С.С. Ступина