В Радищевском музее открывается выставка русских и французских художников


В Радищевском музее открывается выставка русских и французских художников

Сегодня, 30 июня, в Саратове открывается выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись второй половины ХIХ–ХХ веков из собрания Радищевского музея и коллекции Инны Баженовой». О выставке рассказывают заведующая отделом современного искусства Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева Елена Дорогина и старший научный сотрудник отдела современного искусства музея Галина Беляева.

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Идея создания выставки родилась в прошлом году, когда мы узнали, что в Ярославском художественном музее проходила прекрасная выставка «Французы» из собрания Инны Баженовой, на которой экспонировались произведения французской живописи. Тогда нам очень захотелось показать эти работы у себя в Радищевском музее. Мы познакомились с президентом Фонда «In artibus» Инной Баженовой и сотрудниками Фонда. Нам рассказали о двух вариантах проведения выставки: первый – показать только работы французских мастеров и второй, более расширенный, который называется «Под одним небом», демонстрирующий работы русских и французских художников, выраставших «под одним небом», на почве единой европейской культуры. Второй вариант нам очень понравился, и мы решили дополнить выставку работами из коллекции Радищевского музея. Так и родилась идея выставки.

Выставка уникальна тем, что впервые в Радищевском музее, в едином экспозиционном пространстве объединены произведения французских, русских и саратовских художников. Для нашего города выставка представляет особый интерес, поскольку с Францией связаны жизнь и творчество многих мастеров, сыгравших огромную роль в судьбе изобразительного искусства Саратова. Во Франции жил и работал основатель Радищевского музея Алексей Боголюбов, фигура которого стала одной из ключевых в этом проекте, так как в созданном им музее впервые в пространстве российской провинциальной культуры встретились русское и европейское искусство. В Париже учились родоначальник «саратовской школы живописи» Виктор Борисов-Мусатов и крупнейший представитель саратовского авангарда Валентин Юстицкий. Лидер русского живописного символизма Павел Кузнецов получил мощный творческий импульс во время поездок в Париж в 1900–1920-е годы. В 1947 в Саратов приехал репатриант из Франции Николай Гущин, носитель традиций и российского «Серебряного века», и французского модернизма первой половины ХХ века.

Над выставкой работала большая группа сотрудников Радищевского музея и сотрудников фонда «In artibus». Всего более з0 человек. Со стороны Радищевского музея, это кураторы – Елена Дорогина, заведующая отделом современного искусства и Галина Беляева, старший научный сотрудник отдела современного искусства, а также все службы музея, занимающиеся хранительской, реставрационной, выставочной и рекламной деятельностью. К выставке были отобраны работы из коллекции Инны Баженовой и собрания Радищевского музея. Когда были выстроены связи между творчеством русских и французских художников, выявлены взаимовлияния и пересечения, мы приступили к созданию экспозиции.

В состав экспозиции вошло 76 произведений. Все работы французских художников и часть картин русских мастеров (всего 39) приехали к нам из Москвы, остальные принадлежат собранию Радищевского музея.

Саратовский зритель получает уникальную возможность впервые увидеть работы французских художников – Оноре Домье и Жоржа Сёра, Эдуара Вюйара и Одилона Редона, Пьера Боннара и Андре Дерена, Альбера Марке и Анри Руссо, Жоржа Руо и Мориса Утрилло, Мориса Вламинка и Жоржа Брака. Открывает экспозицию блок, в котором стержневой фигурой является Адольф Монтичелли, современник французских импрессионистов, во многом предвосхитивший открытия постимпрессионистов. Рядом с работами Монтичелли представлены произведения русских художников, на которых французский художник оказал значительное влияние. Это, прежде всего, Алексей Боголюбов. Особое внимание к цвету и вибрации фактуры сближает многие его произведения с искусством Монтичелли и позволяет предположить, что Боголюбов воспринял находки французского художника. В творчество Монтичелли был влюблен и Николай Гущин. Живя во Франции, он имел собственную коллекцию живописи, где было несколько работ Монтичелли, с которыми ему пришлось расстаться при возвращении в СССР. Более того, согласно легенде, Гущин выбрал для проживания Саратов именно потому, что здесь в музее находились картины Монтичелли. И это лишь один раздел… Каждый раздел выставки построен таким образом, чтобы культурные связи были отчётливо выявлены. Назовем лишь такие интересные пары, как Жорж Сёра и Игорь Грабарь, Эдуар Вюйар и Виктор Борисов-Мусатов, Жорж Руо и Валентин Юстицкий, Андре Дерен и Павел Кузнецов, Альбер Марке и Антонина Софронова, Морис Утрилло и Михаил Соколов.

Основная задача проекта – не просто продемонстрировать шедевры русских и французских мастеров, но выстроить диалоги: художников, поколений, культур, проследить взаимовлияния и параллели, выявить традиции, которые формировались на основе импульсов, исходивших от разных национальных школ.

Даты проведения выставки: 30 июня – 15 октября 2022 года