Выставка «За Веру и Верность!» в Ижевске


Выставка «За Веру и Верность!» в Ижевске

27 мая в Национальной библиотеке Удмуртской Республики (Ижевск) открывается фотовыставка Российского фонда культуры «За Веру и Верность!», посвящённая Российской императорской гвардии.

Более 170 фотографий из коллекции Фонда расскажут историю создания Гвардии – от «потешных» полков до 1917 года, когда Российская императорская гвардия прекратила своё существование.

Сегодня мы хотим более подробно остановиться на архивных документах Фонда, которые были использованы при подготовке морской темы выставки «За Веру и Верность!». За основу взяты «Каталог военно-морских изданий и рукописей» и «Мартиролог Русско-военной эмиграции», а также большая коллекция открыток кораблей Императорского флота.

 
Из коллекции Российского фонда культуры

Идея создания Гвардейского флотского экипажа принадлежала Александру I. В 1807 году, встречаясь в Тильзите с Наполеоном, он обратил внимание на моряков, которые доставляли на шлюпках обоих императоров к месту встречи. Выправка и форма французских моряков понравились Александру Павловичу, и, вернувшись в Санкт-Петербург 16 февраля 1810 года, он повелел создать Гвардейский флотский экипаж. Тем более, что в России ещё при Петре I с 1710 года существовал его прообраз – «придворная гребецкая команда».

Рядовой состав Экипажа формировался из атлетически сложенных моряков. Позднее к внешним и физическим данным добавились требования грамотности и политической благонадёжности. Офицерами же зачислялись лучшие из лучших представителей известных дворянских фамилий.

Стеньговый (шлюпочный) георгиевский флаг контр-адмирала Гвардейского экипажа
Стеньговый (шлюпочный) георгиевский флаг контр-адмирала Гвардейского экипажа

Первое боевое крещение Экипаж получил в Отечественной войне 1812 года. Моряки-гвардейцы встретили неприятеля под Витебском, а затем, преодолев 300 вёрст тяжелейшего пути, вместе с армией пришли на Бородинское поле.

В русско-турецкой войне 1828-1829 годов моряки Экипажа отличились при взятии крепостей Варна и Сизополь. В 1877 году началась новая война с Турцией, в ходе которой особенно ярко проявились героизм, боевая дерзость и профессиональное мастерство моряков Гвардейского экипажа.

Выдача вина команде корабля перед обедом и ужином - церемония, введённая на русском флоте Петром I
Выдача вина команде корабля перед обедом и ужином - церемония, введённая на русском флоте Петром I

Не менее значим и вклад офицеров Гвардейского экипажа в развитие мореплавания. На их счету немало и крупных географических открытий. Нередко они привозили из кругосветных плаваний всевозможные редкости, которые легли в основу Морского музея. Именами О.Е. Коцебу, Ю.Ф. Лисянского, Б.А. Вилькицкого и других офицеров-гвардейцев названы острова, проливы и многие другие географические пункты.

Многие знаменитые художники служили во флоте (Верещагин, Боголюбов) или состо­яли по флоту (Айвазовский, Ганзен).

С 1915 года командиром Гвардейского флотского экипажа свиты Его Императорского Величества был контр-адмирал Великий Князь Кирилл Владимирович Романов. Сегодня среди экспонатов Шпалерного зала Российского фонда культуры хранится Стеньговый (шлюпочный) георгиевский флаг контр-адмирала Гвардейского экипажа, предположительно принадлежавший Великому князю Кириллу Владимировичу (1876-1938).

Как и подавляющее большинство членов Императорского дома, Великий князь выбрал военную карьеру, но не в гвардейском полку, а на морском поприще. Закончив Морской кадетский корпус, служил на различных кораблях Русского императорского флота.

Гвардейский флотский экипаж, изображение №6
 
Ленточка Гвардейского флотского экипажа
Ленточка Гвардейского флотского экипажа

В марте 1904 года, через месяц после начала русско-Японской войны, Великий князь отправился в Порт-Артур, получив должность начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом в Тихом океане вице-адмирала С.О. Макарова. В тот трагический день, 31 марта 1904 года, броненосец «Петропавловск» с Кириллом Владимировичем и художником-баталистом В.В. Верещагиным на борту подорвался на мине и затонул. Из более чем 700 человек, находившихся на «Петропавловске», выжить удалось лишь 80-ти, включая Кирилла Владимировича.

Художник-баталист В.В. Верещагин (слева) незадолго до гибели
Художник-баталист В.В. Верещагин (слева) незадолго до гибели

Корабль «Петропавловск», на котором погиб В.В. Верещагин

В Гвардейском флотском экипаже состояли царские яхты «Полярная звезда», «Александрия», «Царевна» и «Марево». В составе числился и боевой корабль – крейсер 1 ранга «Олег». А после событий русско-японской войны к Гвардейскому флотскому экипажу была приписана и любимая яхта Николая II и его семьи – яхта «Штандарт».

Яхта была задумана Александром III как императорская яхта, но до момента спуска судна на воду император не дожил. Поэтому с сентября 1896 года «Штандарт» начинает свою двадцатилетнюю службу последнему русскому императору Николаю II и его семье. Яхта стала их любимым домом.

Оркестр Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт». Фото К.Е. фон Гана. 1910-е
Оркестр Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт». Фото К.Е. фон Гана. 1910-е

«Штандарт» стал не только местом отдыха, но и одним из центром управления страной. Здесь был подписан целый ряд документов, в том числе знаменитый указ 17 октября 1905 года – о созыве I Государственной думы.

«Августейшие» отец и сын. 1913 г.
«Августейшие» отец и сын. 1913 г.

Иногда, во время почти двухмесячного пребывания императора, яхта становилась целым штабом с канцелярией и множеством сотрудников. Император любил принимать на яхте глав государств. Накануне каждого рейда корабль проходил «головомойку» – красился и убирался. Борт мазали голландской сажей на олифе, а перед приездом государя покрывали каретным лаком высшей пробы. Однажды, во время встречи, когда еще никто и в страшном сне не мог представить бойню Первой мировой, германский самодержец – кайзер Вильгельм, глядя на сверкающий «Штандарт», сделал комплимент Николаю II, сказав, что он «готов бриться перед таким отражением».

На палубе яхты «Штандарт». 1970-е
На палубе яхты «Штандарт». 1970-е

В период Первой мировой войны «Штандарт» использовался в качестве посыльного судна. В 1933-1936 годах яхту переоборудовали в минный заградитель, названный по имени кубинского революционера «Марти». Корабль участвовал в Великой Отечественной, оказывал, как говорилось в военных донесениях, огневую поддержку сухопутным частям.

В апреле 1942 года снова был удостоен гвардейского звания. «Штандарт», пусть и под другим именем, продолжал оставаться гордостью морской славы России. Впоследствии судно сделали плавказармой, а в 1961 году легендарный «Штандарт», имени которого уже никто не помнил, был превращён в плавучую мишень для ракетного оружия. Вскоре судно сдали на слом. Так закончилась жизнь этого знаменитого корабля, пережившего великую империю.

Российский императорский флот закончил свое существование 2 марта 1917 года, более 200 лет верой и правдой прослужив России. Являясь продолжателем лучших традиций русской гвардии, Гвардейский флотский экипаж внёс большой вклад в формирование боевых традиций и славы Российского флота.

Гвардейский флотский экипаж, изображение №13
 
Гвардейский флотский экипаж, изображение №14
 
Гвардейский флотский экипаж, изображение №15
 
Корабли Гвардейского флотского экипажа. Открытки из коллекции Российского фонда культуры
Корабли Гвардейского флотского экипажа. Открытки из коллекции Российского фонда культуры

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой

Фото: открытые источники, архив Российского фонда культуры